Вчера в Абхазии на трассе около поселка Бзыбь в Гагрском районе водитель совершил наезд на 13-летнюю девочку, которая скончалась в больнице. За последнюю неделю – это четвертый ребенок, ставший жертвой ДТП на трассе Псоу-Ингур.
Сегодня в социальной сети Facebook было опубликовано письмо к президенту, в официальные инстанции оно пока не поступило, но пользователи его активно обсуждают. Авторы письма требуют, чтобы президент страны принял срочные и решительные меры. И далее следует перечень предложений. Первое из них – кадровое. Они указывают на то, что нынешний министр внутренних дел Аслан Кобахия «не является профессиональным сотрудником милиции и его методы реформирования системы МВД не помогают исправить сложившуюся ситуацию, а работа МВД не может быть признана удовлетворительной».
Между тем статистика гибели на дорогах последние десять лет практически не меняется, в Абхазии в год в ДТП гибнет в среднем 70-75 человек. И ни при одном министре эта цифра не претерпела существенного изменения. Мы хорошо помним министров Хеция, Лолуа, Хагба, Дзапшба, теперь наблюдаем работу Кобахия. Абхазские лихачи явно не желают подчиняться представителям власти, убиваются сами и убивают других, независимо от того, кто возглавляет МВД.
Your browser doesn’t support HTML5
В Абхазии началась установка камер видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Эта мера оценивается как положительная, но ее внедрение требует ресурсов и времени, а это значит, что ни сегодня, ни завтра ситуация решительным образом не изменится. И говорить о ее эффективности в наших условиях пока еще рано.
Далее авторы обращения к президенту предлагают увеличить заработную плату сотрудникам милиции, а так как бюджетных средств на это нет, то доплачивать им процент от суммы штрафа, начисленного нарушителю при составлении административного протокола. Эта идея не новая, в 1994 году было принято постановление кабинета министров, которое такую практику ввело, несколько лет спустя его отменили, но внятного анализа этой практики я нигде не видела.
В обществе отношение к этой идее неоднозначное. Есть мнение, что в погоне за своим процентом от штрафов сотрудники ГАИ начнут ловить и штрафовать всех подряд. Но при этом им все равно будет более выгодно договариваться с нарушителями и брать вместо официального штрафа, оплачиваемого через банк, просто взятку на месте. Сейчас примерно то же самое и происходит. Штрафы не оплачиваются через терминалы, а погашаются на месте. И непонятно, кто будет эту ситуацию контролировать? Сами сотрудники МВД?
И как можно этого от них требовать при зарплате 8 тысяч рублей в месяц? Такая нищенская зарплата провоцирует сотрудников на поборы. Сотрудников милиции игнорируют в лучшем случае, бьют – в худшем. Они ничем не защищены, и у них серьезные проблемы с материально-техническим обеспечением: им не хватает оборудования, служебных машин, а на те, что есть, в сутки выделяется до 15 литров бензина, что явно недостаточно. Это приводит к тому, что сотрудники вынуждены кучковаться на постах ГАИ, а трасса остается вне контроля.
Кстати, авторы письма отмечают, что практически все аварии происходят не неконтролируемых участках трассы.
Общественность ставит и вопрос контроля над работой автошкол и выдачей водительских прав. На брифинге сотрудников Управления собственной безопасности МВД, которые подали раппорты и ушли из МВД, говорилось, что сегодня в Абхазии можно спокойно получить водительские права, не сдавая экзамен, а заплатив семь тысяч рублей. В итоге, наши дороги наводнены водителями, не знающими правил дорожного движения.
Не ново требование ужесточить ответственность, внести изменения в закон и уголовную ответственность за такие грубые нарушения ПДД, как вождение в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
И тут мне вспоминается митинг, проведенный год назад по инициативе президента, на котором уже звучали требования ужесточить ответственность за нарушения ПДД. И президент это требование поддержал. Однако с тех пор абсолютно ничего не изменилось.
В Абхазии крайне редко проходят судебные процессы по виновникам ДТП, в которых погибли или пострадали люди. Широко распространена практика, когда стороны договариваются. Родственникам пострадавших или погибших возмещается определенный ущерб, и уголовные дела не возбуждаются. Это тоже создает в стране атмосферу безнаказанности и вседозволенности. Можно убить человека и не нести никакой ответственности. Нет заявления, нет и жертвы.
Новая волна гибели в ДТП вызывает у людей возмущение. Потом ситуация как-то устаканивается, ужас проходит, жертвы забываются, общественное возмущение сходит на нет. До новой серии аварий. Так и живем, от одной череды смертей на дорогах до другой. Гром гремит давно, но мужики не крестятся.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия