Министерство юстиции США полагало, что Майкл Флинн, бывший помощник президента Трампа по национальной безопасности мог стать объектом шантажа со стороны Кремля. Об этом сообщила в понедельник во время сенатских слушаний бывшая и.о. министра юстиции Салли Иейтс. Это признание стало сенсацией очередных слушаний, посвященных расследованию вмешательства России в американскую президентскую кампанию.
Выступление Салли Иейтс, которая была приглашена на слушания вместе с бывшим главой американской Национальной разведки Джеймсом Клэппером, возможно, было самым ожидаемым в серии выступлений бывших и действующих сотрудников американских разведслужб, имевших отношение к российскому расследованию. Иейтс, исполнявшая обязанности министра юстиции и генерального прокурора, была отправлена в отставку президентом Трампом после того, как она отказалась дать указание своим подчиненным отстаивать в судах указ президента о приостановлении въезда в США граждан нескольких стран с преобладающим мусульманским населением. Она считала этот указ незаконным. Оппоненты президента надеялись на то, что Иейтс, курировавшая в силу должности расследование, проводимое ФБР, обнародует новые данные о связях людей из окружения кандидата Дональда Трампа с российскими гражданами, в то время, как сторонники президента намеревались потребовать у нее отчета о том, кто организовал утечку секретной информации о том, что Майкл Флинн попал в поле внимания американских спецслужб.
За несколько часов до начала слушаний президент Трамп в своем сообщении в «твиттере» призвал сенаторов спросить Салли Иейтс «как секретная информация нашла путь в газеты после того, как она представила ее советнику Белого дома».
Иейтс не оправдала надежд ни тех, ни других. Она постоянно ссылалась в своих ответах на то, что не может предавать гласности секретную информацию или информацию о ведущихся американскими правоохранительными органами расследованиях. Но она сообщила о своих двух встречах с юридическим советником Белого дома в конце января, во время которых она предупредила Белый дом, что Майкл Флинн лгал, когда сказал вице-президент Майклу Пенсу о том, что он не обсуждал судьбу санкций во время телефонного разговора с российским послом в США Сергеем Кисляком.
Информация о том, что Флинн говорил с Кисляком в тот самый день, когда президент Обама объявил о высылке из США 35 российских дипломатов в наказание за вмешательство в американскую избирательную кампанию вызвала изумление в американской прессе. Вице-президент Пенс поспешил публично объявить, что ни о чем, близком к санкциям речь во время телефонного звонка не шла. Именно это заверение вице-президента заставило и.о. министра юстиции предупредить Белый дом о том, что Флинн солгал Пенсу, на самом деле разговор шел и о санкциях.
– Первым делом мы объяснили, что поведение генерала Флинна очень проблематично. Во-вторых, мы считали, что вице-президент и другие официальные лица имели право знать, что информация, которую они предоставляли американской аудитории не является правдивой. В-третьих, мы были обеспокоены тем, что американцы были введены в заблуждение относительно действий генерала Флинна, и, наконец, о поведении Флинна были осведомлены не только мы. Русские также знали, что он сделал. Они знали, что генерал Флинн ввел в заблуждение вице-президента Пенса. И в этом заключалась проблема. Была создана ситуация, когда советник президента по национальной безопасности мог стать объектом шантажа со стороны русских. Мы сообщили, что мы передаем им эту информацию советнику президента Трампа с тем, чтобы Белый дом принял меры, которые он сочтет уместными – заявила Салли Иейтс во время слушаний.
После этого предупреждения Майкл Флинн оставался на посту советника президента Трампа по национальной безопасности еще 18 дней в то время, как Иейтс была отправлена в отставку через два дня. Генерал Флинн был уволен лишь после того появления в The Washington Post статьи со ссылкой на источники в американском правительстве, где говорилось о реальных подробностях его разговора с послом России. Эта 18-дневная задержка с отстранением Флинна дала повод критикам Трампа вновь поднять вопросы о связях с Россией людей из окружения президента в бытность его кандидатом. Несколько сенаторов-демократов подчеркнули, что для них этот вопрос является одним из основных в расследовании российского вмешательства в американские президентские выборы.
Влиятельный аналитик-юрист обозреватель CNN Джеффри Тубин говорит, что ситуация беспрецедентна:
– Что происходит после того, как Иейтс сообщает об этом Белому дому? Ничего не происходит до того, как The Washington Post сообщает о том, что Флинн был скомпрометирован. Если бы не было утечек этой информации, на незаконности которых хотят сконцентрировать внимание республиканцы, Майкл Флинн, скорее всего, оставался бы советником по национальной безопасности. И это, на мой взгляд, является очень тревожным.
Председательствовавший на слушаниях сенатор-республиканец Линдси Грэм называет две, с его точки зрения, основные цели, которые преследуют законодатели:
– Здесь есть, так сказать, два фронта: вопрос о том, что сделали русские, был ли некий сговор между штабом Трампа и Россией. Во-вторых, я хочу знать, что за система существует у нас в Америке, которая позволяет случайно собирать информацию о гражданах страны, политических деятелях, кому эта информация доступна и что они могут делать с ней.
Но, как замечают наблюдатели, эти слушания показали, что пока демократы и республиканцы ведут расследование, исходя из своих политических соображений. Демократы используют эту возможность для критики администрации Трампа, республиканцев в основном интересует стоят ли за незаконной утечкой неприятной для Трампа информации деятели бывшей демократической администрации или близкие им чиновники.