– Хранится ли в вашей семье какая-то история, связанная со Второй мировой войной?
Терентий Михайлович Чаниа: Мой отец погиб на фронте. В справках сообщили, что он пропал без вести. Из Абхазии, вы знаете, уехало около 55 тысяч человек, и 18 тысяч из них не вернулись.
– Расскажите о своей семье, историю вашего отца.
Терентий Михайлович Чаниа: Отец вначале защищал Кавказ, он был стрелок, солдат, но место нахождения его не указывалось. Только в его письмах, которые мы изредка получали, было написано, что он вышел из госпиталя и опять идет на войну.
Давид Мирзоян: Разумеется, в каждой семье есть люди, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Мой дедушка воевал, который считается без вести пропавшим. Так мы и не знаем, где он покоится. Принимал участие в ожесточенной битве, так он и погиб в госпитале впоследствии.
Your browser doesn’t support HTML5
– А где была битва?
Давид Мирзоян: В Крыму. Привезли в Туапсе, в госпиталь, по нашим данным, там он и умер. В братской могиле где-то похоронен.
– Как звали дедушку?
Давид Мирзоян: Оганян Хачик.
– Вы не пытались найти?
Давид Мирзоян: Через социальные сети, какие-то сайты, ресурсы, которые якобы занимались поиском пропавших без вести, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Но мы так ничего и не смогли найти, о нем там ничего не сказано, оставляли заявки. Но все-таки не теряем надежду найти хотя бы могилу.
Людмила Зантарая: Папа мой воевал. Я им горжусь.
– Где он воевал?
Людмила Зантарая: Белорусский фронт. Гуния Валериан Самсонович. И он воевал, освобождал Болгарию. За освобождение Болгарии он имеет от Главнокомандующего болгарской армией грамоту и орден.
Беслан Цвинария: Мой отец воевал с первого дня войны до последнего. Война его застала в Киеве. Он был в звании старшего лейтенанта, кадровый офицер. И несколько раз имел ранения, тяжелые в том числе, но выжил. Даже был случай, что похоронка приходила, что погиб, но, к счастью, оказался жив. Он был кавалер ордена Отечественной войны, кавалер ордена Красной звезды, у него было 11 медалей: «За форсирование Днепра», за боевые заслуги, «За Отвагу», «За Освобождение Москвы», «За освобождение Праги». Он войну в Праге закончил. 8 мая они освободили Прагу.
– Как вашего отца звали?
Беслан Цвинария: Константин Сейдыкович.
Сергей: Да, воевал, дедушка.
– Где воевал, расскажите?
Сергей: Белорусский фронт.
– Есть ли у него какие-то награды?
Сергей: Три Ордена Славы. Отец тоже воевал. Орден Мужества, Орден Славы, дважды Орден Славы. Дедушка погиб в 1944 году, отец выжил, дошел до Берлина, окружал Берлин. Дедушка – Бибиков Александр Васильевич, отец – Михаил Бибиков.
Нугзар Есава: Мой отец воевал. Он стал инвалидом. 9 мая официально война закончилась, а у него с 8-го на 9 мая под утро ногу оторвало, и он вообще не любил этот день.
– А где ваш отец воевал?
Нугзар Есава: В Кенигсберге с ним такое случилось. А так он до Германии дошел.
– Как вашего отца звали?
Нугзар Есава: Саид Есава.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия