17 мая становится все более важным днем грузинского календаря. Мои студенты уже высказали мысль, что пора его объявить выходным. Может быть, но сначала надо будет ответить на вопрос: это день чего именно?
У меня есть ответ: 17 мая – это наш день гражданского противостояния. Начало традиции было положено ровно пять лет назад, когда, еще во времена правления Михаила Саакашвили, небольшая группа защитников прав сексуальных меньшинств решила как-то отметить Международный день борьбы против гомофобии и трансфобии, о котором до того никто, кроме узкого круга активистов, ничего не слышал. Несколько человек с соответствующими плакатами пошли в направлении проспекта Руставели, где их остановила спонтанно собравшаяся группа граждан традиционной ориентации, которая «безобразие» физически пресекла. Впрочем, на следующий день активисты все же смогли развернуть многоцветное знамя сексуальных меньшинств перед зданием парламента, на стратегическом для новейшей грузинской истории месте, где их уже никто не посмел тронуть. В конце концов получилась ничья с некоторым перевесом в пользу защитников сексуального равноправия.
Your browser doesn’t support HTML5
К следующему году, и уже при новой власти, обе стороны подготовились лучше. Активисты заручились от полиции гарантией защиты и смело спланировали акцию в самом центре города. Однако пришло лишь несколько десятков человек. А вот их оппоненты, под прямым руководством Грузинской православной церкви, мобилизовали многотысячную контракцию, которая решила раз и навсегда проучить обнаглевших «педерастов». Растерявшаяся полиция не смогла защитить право активистов на самовыражение, но, возможно, спасла их жизни, спешно усадив в автобусы и увезя от греха подальше.
Поборники национальных традиций праздновали победу. Церковь объявила день 17 мая днем «чистоты семьи», который с тех пор каждый год отмечается массовыми шествиями. Этим подчеркивалось, что победа окончательна: «отщепенцы» больше не посмеют оскорблять достоинство нации даже совсем крохотными «парадами». Казалось, и противоположная сторона признала поражение. На следующий год защитники меньшинств тихо и печально возложили на место массового погрома концептуальные артефакты, символизирующие триумф насилия.
Но на самом деле все не так просто. Несмотря на агрессивность противников, община сексуальных меньшинств росла и смелела: пусть она проиграла на улице, ее влияние росло в социальных сетях. Более того, либеральная часть общества все больше стала отождествлять себя с ее проблемами. Во многом потому, что главный оппонент сексуальных меньшинств, православная церковь, все более приобрела статус чуть ли не главного препятствия на пути развития Грузии как страны европейского типа. Соответственно, критика в ее адрес, крайне редкая еще десять лет назад, стала центральным компонентом либерального дискурса. Клич российской пропаганды «Запад хочет сделать из нас педерастов», с энтузиазмом подхваченный демонстрирующими религиозность традиционалистами, обернулся парадоксальным образом: все больше людей, кто видит Грузию европейским государством, считают делом чести проявить солидарность с проблемами сексуальных меньшинств. Таким образом, у последних резко возросло количество союзников.
На этом фоне гражданские активисты решили проявить упрямство: не признать поражения и не отдавать эту конкретную дату людям, которых считают мракобесами. Они заявили о намерении 17 мая этого года провести акцию перед зданием госканцелярии (т.е. там, где сидит премьер-министр – тоже стратегическое место) и потребовали от государства защиту. Власть отказать не посмела, но обещала обеспечить безопасность лишь на час, начиная с десяти утра. Все действо прошло в условиях глубокой конспирации: участники, получившие специальные приглашения, должны были собраться в засекреченном месте и доставлены на место акции полицией, а затем она же вывезла их обратно, разрешив выходить из автобусов строго по одному в различных частях города, чтобы запутать агрессивных поборников традиций.
Все это фантасмагорично и печально. Но отображает баланс сил на сегодняшний день: акцию провели для того, чтобы зафиксировать факт ее проведения. Тем не менее позиция традиционалистского большинства далеко не так прочна, как кажется. Учредив день «чистоты семьи», церковь поставила себя в смешное положение: она обрекла себя на то, чтобы каждый год проводить контракции. Тем самым она отдала инициативу и признала, что находится в позиции обороняющейся. Борьба продолжается, исхода придется ждать еще некоторое время.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции