В Грузии по запросу турецкой стороны задержан преподаватель тбилисского колледжа имени Демиреля Мустафа Эмре Чабук. Ему инкриминируется террористическая деятельность и связь с противником турецкой власти Фетхюллой Гюленом. До принятия решения об экстрадиции городской суд приговорил его к предварительному трехмесячному заключению. Адвокаты заключенного говорят об абсурдности обвинений.
Мустафа Эмре Чабук с 2002 года занимался в Грузии образовательной деятельностью. Сначала преподавал физику в батумском лицее имени Шахина, который был закрыт в феврале 2017 года. Причину закрытия школы грузинские власти тогда мотивировали ее несоответствием стандартам системы образования Грузии. Однако школьная администрация сочла это решение политическим, связав произошедшее с давлением турецкой стороны.
Вплоть до задержания Чабук преподавал в школе имени Демиреля, параллельно занимая пост менеджера по управлению качеством колледжа.
Your browser doesn’t support HTML5
На прошедшем в четверг заседании тбилисского городского суда Главная прокуратура Грузии потребовала немедленного задержания Чабука, так как не исключила его попытки скрыться. Суд отклонил требования защиты отпустить их подзащитного под залог и заключил его под стражу сроком на три месяца. После выяснения обстоятельств дела в течение этого срока должно быть вынесено решение о его экстрадиции.
В разговоре с Радио Свобода адвокат Мустафы Чабука Сосо Бараташвили пояснил, что криминальная полиция Турции инкриминирует его подзащитному несколько тяжких преступлений:
«У грузинской стороны нет претензий к моему подзащитному, его экстрадиции требует турецкая сторона. В следственных материалах турецкой стороны он обвиняется в оказании помощи запрещенной в Турции террористической организации FETO, чье имя связано с Гюленом. Обвинения основаны на якобы оказанном Чабуком содействии в продаже 40% доли школы Демиреля на имя зарегистрированной в США компании. Нам непонятны мотивы этого обвинения, так как турецкая сторона не выдвигала никаких обвинений в адрес этого юридического лица, а нашего подзащитного обвинили в пособничестве террористам».
Как продолжал адвокат, защита направила обращение на имя аппарата Народного защитника Грузии и ряда неправительственных организаций в оказании содействия в освобождении Мустафы Чабука:
«Его арест произошел на фоне массовых нарушений прав человека в Турции, задержания десятков тысяч человек и массовой эмиграции, что неоднократно отмечалось в заявлениях комиссара ООН, резолюциях ПАСЕ и международных правозащитных организаций. Поэтому считаем, что правительство Грузии стоит перед сложнейшей дилеммой – с одной стороны, должны укрепляться двусторонние связи с Турцией, в том числе в деле борьбы с терроризмом, с другой стороны, недопустима экстрадиция в Турцию невиновного человека, где его ожидают неминуемые пытки и унижение человеческого достоинства».
По словам главы правления НПО «Атлантический совет Грузии» Давида Сихарулидзе, Грузия должна со всей ответственностью расследовать выдвинутые против Чабука обвинения, и, если не будет однозначно установлена его вина, отказать в экстрадиции:
«Защита прав и свобод человека является фундаментальной обязанностью нашего государства, и это право в равной мере распространяется на иностранных граждан. Поэтому никакие императивы о стратегическом партнерстве не должны стоять выше обязанности по обеспечению всестороннего расследования и справедливого суда. На этом пути наше государство может обратиться в ЕСПЧ, чтобы не осталось никаких вопросов по этому делу».
В этом смысле показательна первая реакция властей Грузии, которую высказал госминистр по делам евроатлантической интеграции Виктор Долидзе:
«Не будем связывать политику и криминал. Если дело касается криминала, то государство примет соответствующие меры. С практикой задержания людей по политическим мотивам, в том числе иностранных подданных, у нас покончено раз и навсегда».
Сегодня же посредством социальных сетей свое обращение опубликовала супруга задержанного Туба Чабук. Арест мужа она связала с позавчерашним визитом в Грузию турецкого премьера Бинали Йылдырыма. В распространенном на имя президента, премьера и Народного защитника Грузии видеообращении она на грузинском языке попросила немедленно отреагировать на задержание мужа.
По словам Сосо Бараташвили, решение об экстрадиции иностранных граждан находится в компетенции министра юстиции Грузии. Согласно законодательству, в ходе следственных мероприятий максимальный период предварительного содержания под стражей не должен превышать девяти месяцев.