Свершилось! Конечно, воспитанница Очамчырской школы-интерната Валерия Адлейба, о головокружительном взлете популярности которой в Абхазии я рассказывал на «Эхе Кавказа» в минувшую среду, даже только участием в финале международного конкурса «Ты супер!» на российском НТВ сделала себя предметом гордости и обожания в нашей маленькой стране. Но вечером в пятницу 26 мая в грандиозном шоу в Кремлевском дворце перед шеститысячным залом Валерия обошла остальных девятерых участников финала и, набрав 44% голосов телезрителей, была названа победительницей конкурса.
Валерия выступала последней из финалистов. Представляя ее, ведущий Вадим Такменев заметил: «Если раньше я говорил, что ей 11 лет, то теперь скажу, что 12 лет. Недавно Лера отпраздновала день рождения. Как быстро растут дети на нашем проекте!» Хрупкая девочка из Абхазии выступала в синем платье «колоколом» бренда Rasario, подаренном ей дизайнером Расидой Лакоба, и напоминала в нем маленькую принцессу. Ей подпевали дети из академического хора Игоря Крутого, а за рояль сел сам композитор, который одним из первых поддержал идею создания конкурса «Ты супер!» Валерия Адлейба исполнила песню Ани Лорак «Снится сон». Кстати, потом одно из СМИ обыграло это название в заголовке публикации об этом «Сон становится явью».
Your browser doesn’t support HTML5
«Знаете, если даже у меня, сидящего за роялем, бежали мурашки по коже от выступления Валерии, то, я думаю, и в зале у зрителей было то же самое», – сказал Игорь Крутой. Когда, привстав на колено, генеральный директор НТВ Алексей Земский вручил Валерии статуэтку победительницы, та, заливаясь слезами, стала говорить слова благодарности всем, кто поддерживал ее все эти пять месяцев, создателям проекта, которые проявили заботу о детях с непростой судьбой. Член жюри, российский композитор и музыкальный продюсер Виктор Дробыш, который с самого начала конкурса взял Леру под свою опеку, сказал со сцены, что берет ее в свой продюсерский центр.
Телетрансляцию с концерта в Кремле канал НТВ показал только через сутки, вечером в субботу, и, очевидно, по просьбе канала, чтобы не снижать к ней зрительского интереса, СМИ в течение дня не давали сообщений об итогах конкурса. Но, поскольку по телефону и в интернете информация распространилась мгновенно, абхазский сегмент соцсетей – «Фейсбука», «Одноклассников» и т. д. – и до трансляции, которую многие пришли смотреть на большом экране в Абхазскую госфилармонию, в Очамчырский Дом культуры, около суток был забит восторженными постами в связи с этой победой, по выражению одного из пользователей, «уже на культурном фронте».
Среди интернет-откликов мне, в частности, запомнилось напоминание о том, что как раз год назад в Абхазии был подобный эмоциональный подъем, объединивший всех, независимо от политических воззрений и прочего, – когда сборная Абхазии в драматической борьбе стала чемпионом мира по футболу по версии CONIFA.
Замечу, что у меня после упомянутой публикации на «Эхе Кавказа» на прошлой неделе возникла небольшая дискуссия с одним коллегой, живущим далеко от Абхазии. Ему показалось, что я обусловил тогда необычайный всплеск интереса в республике к выступлениям Леры именно тем, что для жителей частично признанной Абхазии это возможность самоутверждения на международной арене. Ответил ему, что писал об этом лишь как об одной из составляющих явления, и данная составляющая в современной Абхазии в подобных случаях неизбежна. Что подтвердили и дальнейшие события. Скажем, накануне финала конкурса на площади Свободы в Сухуме прошел флэшмоб в поддержку Валерии Адлейба, показанный потом по всем телеканалам. Не сомневаюсь, что, к примеру, и в Азербайджане, и в Белоруссии болели за своих представителей на конкурсе, но трудно представить себе, чтобы на центральных площадях Баку и Минска были проведены такие мероприятия. Не замечал во время телетрансляции из Кремля и флажков этих стран, которым не нужно «самоутверждаться» в информационном постсоветском пространстве, а вот абхазские флажки мелькнули не раз. Абхазский флажок я увидел вчера и на одной машине на сухумской улице, и в причине его появления сомневаться не приходилось.
Но эта составляющая совершенно не вступает в противоречие с эффектом, который произвели выступления Леры, ее дарование на любителей и знатоков вокала. Виктор Дробыш, рассказывая о том, почему он сразу нажал на кнопку, поддержав дальнейшее участие Валерии в конкурсе, после ее исполнения «Адажио» Лары Фабиан, с юмором отметил, что всем артистам российской эстрады, которые ранее исполняли эту песню, нужно «нервно собрать чемоданчики и уйти из профессии».
Тем не менее от политики сегодня никуда не деться. Едва только интернет-пользователи в Абхазии узнали о победе Леры, еще до телетрансляции и подробностей, они стали обсуждать перспективы ее участия в Детском Евровидении, конкурс которого должен пройти в нынешнем ноябре в Тбилиси, так как в прошлом году, на Мальте, победа досталась десятилетней грузинке Мариам Мамадашвили. Было даже следующее суждение на одном из форумов: «Если Бог послал нам такого ангелочка, ни в коем случае нельзя ее посылать на Евровидение в Грузию. Ее надо беречь, а в Грузии мало ли что может быть, они на все способны...» На это стали возражать другие форумчане: «Ничего бы не сделали, если бы она поехала! 2500 человек там лечились и находятся на лечении!»; «Я тоже так думаю. В «Фейсбуке» проскочили сведения, что наше руководство сочло непатриотичным туда ехать, и отказались. Не знаю, правда ли это. Но похоже на правду. Если это так, то это не лучшее решение».
Наивности и неосведомленности отдельных интернет-пользователей иногда просто диву даешься. Они будто запамятовали, что Абхазия признана лишь несколькими государствами и не допущена до подавляющего большинства международных спортивных и иных соревнований. Евровидение, в том числе и детское, не является тут исключением, независимо от страны, где проходит конкурс. И организаторы проекта «Ты супер!» делегировали 26 мая в Кремле на участие в Детском Евровидении 2017 года другого финалиста – десятилетнего Кирилла Есина из Прикамья. Но уже 31 мая – 1 июня Лера будет принимать участие в музыкальном конкурсе «Детская Новая волна». Другая юная абхазская певица Милена Барциц, которая будет в качестве гостя конкурса выступать на его открытии вместе с Олегом Газмановым, уже вытащила за Леру ее порядковый номер – «пять».
Было бы удивительным, если бы не нашлись и такие абхазские интернет-комментаторы, которые в дружный хор восторгов не вплели и свои «критические» ноты. Так, когда еще накануне финала конкурса пресс-секретарь президента Абхазии Рауля Хаджимба сообщила, что тот пообещал восстановить с государственной помощью сгоревший родительский дом Валерии Адлейба (финансовая помощь уже оказана), от некоторых дружно зазвучало: «А почему раньше не помогли? А если бы она не попала на конкурс?» Ну, вообще-то, даже гораздо более экономически сильные и благополучные государства помогают своим погорельцам, насколько знаю, только в случае стихийных бедствий, в остальных на выручку приходит система страхования, которая у нас практически отсутствует. Здесь же, как я уточнил у знакомого однофамильца Валерии, ее отец, выросший в селе Аймара, поселился с семьей в райцентре Очамчыра недалеко от железнодорожного вокзала, и дом их загорелся от замыкания электропроводки…
А вот известный в Абхазии журналист Антон Кривенюк написал такой пост: «У меня особое отношение к вопросу «дети и искусство». Поскольку в моей жизни была скрипка, а значит, детство было не вполне детством, я осторожно и без экзальтации смотрю на маленьких звезд. За этими пяти минутами выступлений стоит адский труд и адские нервы. И, к сожалению, очень часто это не дети, это амбиции их родителей выступают на сцене. И это ломает детей. Мы знаем очень мало примеров, когда из этих красавчиков вырастают большие артисты. Однако общий ажиотаж заставил посмотреть сегодня финал этого конкурса. Конечно, нельзя не пожелать Лере всяческих успехов. В целом в жизни. Она мне показалась очень теплым человеком, очень хотелось бы, чтобы ее никто и ничто не сломало».
Тут многое созвучно и моим мыслям (отмечу только, что родительские амбиции в случае с «Ты супер!», как правило, ни при чем). Но, действительно, если, скажем, оперная дива Хибла Герзмава – это состоявшаяся судьба и предмет гордости Абхазии, то Валерия Адлейба – это только надежда. Но как всем хотелось бы, чтобы через пять-десять лет мы говорили о ней как о сбывшейся надежде.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия