Скандал вокруг драки экс-генпрокурора и главы Аудиторской палаты вдруг повернулся в совсем неожиданную сторону: во-первых, прокуратура опубликовала видео, взятое из камер слежения, где все совсем неочевидно – уж, во всяком случае, картина вероломного, как Гитлера на Сталина, нападения экс-прокурора на главного аудитора выглядит не такой уж несомненной.
Во-вторых, в сети появилось видео полугодовой давности, где перед зрителем открывается довольно неприглядное зрелище: пьяный до потери пульса аудитор бегает по ресторану, размахивая пистолетом. И это уже не вызывает никаких сомнений – его тучная фигура засветилась по полной программе. Настолько, что даже он сам не смог отрицать то, что видео – реальное.
Вот скажу прямо: с самого начала я подозревал, что все не так однозначно, как выглядело в первые дни, когда прямо-таки напрашивались громкие заголовки типа «Член клана Иванишвили физически расправляется с изобличающим его аудитором».
Но многолетний опыт наблюдения над грузинской политикой подсказывает совсем другое: не стоит спешить с категоричными оценками. В нашей действительности очень часто все совсем не так, как выглядит со стороны. Именно поэтому я до последнего момента ничего не писал по этому поводу и не делал никаких комментариев, дожидаясь развития событий.
Что ж, теперь мы уже имеем вполне определенную данность. Конфликт между плохим и худшим, при этом совершенно непонятно, кто плохой, а кто хуже. Экс-генпрокурор, получающий на исключительно льготных условиях земельные участки, или главный аудитор, набухавшийся до беспамятства до такой степени, что позволяет себе бегать с пистолетом в ресторане…
Будь в Грузии честная политика, то экс-генпрокурор, который сидел в Германии за воровство кроссовок, никогда бы не занял этот пост. А главный аудитор бы не смел оправдываться и собирал бы свои вещи, чтобы освободить кабинет. Но, увы, в грузинской политике можно все на свете. И причиной этого является то, что называю «гречихизмом» – в честь оппозиционного политика 2006-2009 годов, кандидата в президенты Левана Гачечиладзе по кличке Гречиха.
Суть этого явления заключается в том, что оппонент всегда неправ. Он не может быть прав. Любой намек на то – оппонент, может быть, все-таки не ходит на копытах и у него на голове не растут рога – воспринимается в лучшем случае как подлый сговор с ним, в худшем – как надругательство над здравым смыслом.
В рамках «гречихизма» нет ничего, что может быть подвергнуто сомнению, – любое обвинение в адрес нелюбимого политика априори верное. Человек, страдающий «гречихизом», верит в любую ересь, если она соответствует его политическим взглядам. Вам может показаться совсем неубедительным то, что жена Саакашвили торговала органами заключенных, что сам Миша украл семь, нет, лучше девять млрд долларов, что он откусывал груди у певиц, а в конце приказал задушить в гигантском кувшине для вина восьмимесячную девочку.
Вы можете спросить: «Как можно верить в такой бред, это же исключено?..» Но, увы, верили. «Гречихизм» позволяет. Верили без малейших сомнений. Верили с готовностью распять любого, кто усомнится в том, что Миша украл сумму, в два раза превышающую бюджет страны и составляющую почти 70% от ВВП...
Миша уже давно в Украине, Гречиха уже давно ушел из политики, а «гречихизм», который существовал всегда, но окончательно оформился именно при «националах», – жив-здоров и даже в меру упитан. Сегодня этот синдром продолжает работать, давая мерзавцам возможность уйти от ответственности, спекулируя на политических симпатиях граждан.
Ну вот, скажите, какая мысль появится в первую очередь у обычного человека при виде бухого в доску чиновника, бегающего с пистолетом? Возмущение, гнев и призыв к проштрафившемуся уйти в отставку. Но вот у человека, зараженного «гречихизмом», – совсем другое.
Среди тех, кто сверх меры не любит Нашего Светоча, – первая реакция: «А почему видео появились через полгода? Значит, кому-то это нужно? Значит, власти хотят замять скандал и переложить ответственность на генерального аудитора?..» Все это происходит не просто на уровне комментов в блогах. Это говорят оппозиционные политики, неправительственные организации, правозащитники и юристы.
При этом мало кто задает себе другой вопрос: «Кто хуже – аудитор, бегающий с пистолетом, или власть, которая намерена использовать это против него? И кто сказал, что пользоваться преференциями в бизнесе – хуже, чем бегать с пушкой в руке?»
Такая широкая общественная поддержка держит на плаву обе стороны – бидзинисты заражены одной разновидностью вируса «гречихизма» и проклинают последними словами главного аудитора еще задолго до того, как появилось скандальное видео. Он ведь единственный чиновник времен Саакашвили, все еще занимающий свой пост. Стало быть, он в ответе за украденные девять ярдов и откусанные груди...
Антибидзинисты болеют иначе: они не могут себе представить, что кто-то, вступивший в конфликт с властью, может быть неправ. Главный аудитор столкнулся с одним из самых одиозных персонажей нынешней власти – значит, он не может быть неправ. А что касается беготни с пушкой в руках, – «это, конечно, ужасно, но власти пытаются перенести внимание».
Таким образом элементарный здравый смысл приносится в жертву политической целесообразности. Это очень похоже на то, как Нино Бурджанадзе льет крокодильи слезы по «жертвам режима, убитым во время акции протеста 26 мая 2010 года». Это просто классика жанра – если учесть, что двоих погибших задавили джипы, в которых сидела она сама и вся ее семья...
Сейчас продолжается еще одна история, более вызывающая, чем эпический конфликт экс-прокурора с аудитором. Речь идет о «деле цианида», в рамках которого задержан высокопоставленный священник.
Его арест вызвал бурю эмоций со стороны противников власти – «Иванишвили пытается прибрать к рукам церковь», «Его сажают за то, что он обличал коррупцию в ГПЦ», «Правительство начало атаку на церковь» и, наконец, самое коронное: «Иванишвили борется против православия».
Вот это последнее – особенно очаровательно, особенно со стороны «националов», которых все девять лет нахождения во власти больше всего обвиняли как раз в борьбе против православия вкупе с борьбой против грузинской идентичности.
Затем было выложено скрытое видео, показавшее, что арестованный священник никакой не ангел, а обычный полубандит в рясе – как большинство служителей культа ГПЦ. И что защищать его, делать из него жертву политических репрессий – глупость. Но нет, «гречихизм» – в своем амплуа. Арестованного попа продолжают защищать с пеной у рта. Притом, что в нормальной стране его защищал бы разве что адвокат... да и то за деньги.
«Гречихизм» – не так безобиден, как кажется со стороны. Им очень легко манипулировать. «Я сам обманываться рад» – явно не тот принцип, который способствует демократизации. «Гречихизм» может обваливать рейтинги там, где это не нужно, и поддерживать власть дилетантов, которым давно пора домой.
Бидзинисты всегда против мишистов, мишисты всегда против бидзинстов, первые против вторых, вторые против третьих, а четвертые – против всех...
А страдает во всем этом то единственное, на чем строятся государства, – трезвый рассудок...
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции