«Шок – это по-нашему!» – такой навязший в ушах слоган из какой-то телерекламы вспомнился мне, когда еще несколько недель назад воскресным днем посмотрел на российском Первом канале документальный фильм про грозного главу советской тайной полиции Лаврентия Берия из цикла «Страна Советов. Забытые вожди» (кажется, с него цикл и начали). И подумал: что это, если не «ползучая реабилитация»? Лаврентий Палыч Берия вновь вошел в доверие? (Это я, если кто не в курсе, – в продолжение частушки середины пятидесятых годов прошлого века: «Лаврентий Палыч Берия вышел из доверия, осталися от Берия всего лишь пух да перья».)
И не сказать, чтобы для меня фильм стал полной неожиданностью. Скажу больше: как человек, уже много лет интересующийся биографией этого своего земляка (увы, земляки бывают разные) и не пропускающий ни одной новой публикации о нем, ничего нового в фильме «Лаврентий Берия», пожалуй, и не услышал – ни фактов, ни интерпретаций. В российских и даже советских СМИ уже давным-давно, начиная со времен горбачевской перестройки, открывшей дорогу плюрализму мнений, стали появляться публикации с изложением «альтернативного взгляда» на Берия – прежде всего, как на «эффективного менеджера» и в чем-то даже предвестника той самой перестройки. А в последние годы, в связи с бурным развитием интернет-изданий, таких публикаций в России стала появляться масса. Но фильм на Первом канале – это уже совсем другой уровень, это уже совсем другая по масштабам аудитория (в интернете сейчас чего только ни пишут, какого мусора ни встретишь). И сразу, помимо прочего, подумалось: а как отреагируют на это, по сути, прославление Берия в среде депортированных в 40-е годы народов России и у нас в Абхазии?
Your browser doesn’t support HTML5
Было побуждение откликнуться публикацией на «Эхе Кавказа», но подумалось: вряд ли моя личная реакция – достаточный тут повод для выступления; когда же позвонил нескольким знакомым сухумцам, чтобы опереться на, так сказать, общественное мнение, выяснилось, что они фильм не смотрели. Но вот в минувшее воскресенье фильм про Берия в этом цикле (я успел посмотреть в нем про Буденного, Дзержинского, Молотова) показали почему-то снова. Неужто по «многочисленным просьбам трудящихся»? Ну невозможно же представить себе, чтобы на Первом, как говорили в свое время, «перепутали кассеты»!
И вот на сей раз абхазский политолог Лейла Тания написала на своей страничке в «Фейсбуке»: «Смотрите сейчас документальный фильм по Первому каналу – полная реабилитация Берия». Началось бурное и гневное обсуждение. Приведу несколько комментариев: «Похоже, нашалил кто-то из путешественников во времени… Скатываемся все активнее!»; «Это катастрофа! Уже видели этот фильм, видимо, каждую неделю повторяют. А на станции метро в Москве недавно повесили портреты Сталина и Кагановича!»; «Пытаются его фантом вызвать к жизни?»; «Дожили!»; «Давно это началось, к сожалению»; «Пропагандисты большевистской идеологии! А семья Нестора Лакоба, видно, сама себя наказала, о чем пушистик Берия не знал»; «Я видел много его новых портретов в городах регионального значения в России»; «Реанимация палачей и людоедов, а что этому противостоит? Дебилизм, безволие и разобщенность»; «Интересно, как на эту реабилитацию среагируют депортированные народы в РФ ...Довольно рискованная идеологема для современной России». «Одна только фраза в фильме о том, что на Северном Кавказе после депортации ряда народов стало меньше бандитизма, чего стоит»; «Пробные шары на Первом канале – это зондаж общественной реакции. Канал государственный, значит, и подход государственный. Нужно реагировать. Тем более и нашего Нестора там коснулись – типа сепаратист, заслужил репрессии государственников Сталина и Берия».
Некоторые участники интернет-обсуждения усмотрели в появлении этого фильма грузинский след, результат усилий грузинского лобби в России, а также предположили, что попытка реабилитации Берия вызовет всплеск негодования в русском народе.
Я тоже вступил в это интернет-обсуждение, что делаю крайне редко, и выразил несогласие с последними суждениями, которые, как мне кажется, были основаны на несколько устаревших представлениях. Дело в том, что в последние десятилетия среди русских и грузин произошли серьезные изменения в их отношении к Сталину и Берия, российское и грузинское общества в значительной мере как бы поменялись тут местами. Если в конце пятидесятых и восьмидесятых годов прошлого века большинство грузин грудью встало на защиту «своего» Сталина и гневно-болезненно реагировало на намерения в Москве организовать «суд» над ним (был такой замысел у перестройщиков), что в немалой мере способствовало развитию в Грузии антирусских настроений, то к сегодняшнему моменту все выглядит едва ли не с точностью наоборот. Большевики Сталин и Берия были, как хорошо известно, душителями идеи грузинской независимости, а потому национал-патриоты в Грузии никак не могут считать их своими, тем более потомки жертв сталинско-бериевских репрессий. Но есть, конечно, и немалое число простолюдинов, которые далеки от истории с политикой и реагируют на споры о Сталине по простейшему принципу этнической солидарности. Но, похоже, и это подтверждают опросы, что в нынешней России, которая с конца 90-х начала «вставать с колен», доля сталинистов уже намного больше, чем в Грузии. Ну как же, ведь именно при Сталине достигла апогея идея имперского величия России! А заодно постепенно начали пересматривать и отношение к его соратнику Берия. Простолюдины, правда, далеки от всего этого, им, мне кажется, «фиолетово»; но я говорю сейчас о политизированной части российского общества.
Сужу, в частности, по публикациям и комментариям на сайтах «СССР – империя добра», «Патриот СССР и России» и подобных им, которые пару лет назад стали приходить на мой адрес электронной почты. Основная масса комментаторов публикаций в оправдание Берия на них настолько ненавидит Хрущева, что вполне готова к реабилитации Берия и не скупится на восхищенные слова в его адрес. А в Сургуте инициативная группа в лице общественной организации «Русский дух» задумала установить ему бюст и начала собирать на него деньги через интернет. И это не бред, ибо в представлении «Русского духа» тут все логично: русский Хрущев подарил Украине Крым и сверг с пьедестала «великого русского государственника» Сталина, а грузин Берия противостоял «Никитке» и руководил созданием советской атомной бомбы.
Кто-то может сказать: ну, какие-то специфические сайты, ну, какая-то кучка людей в Сургуте… Но когда я смотрю политические ток-шоу на российских телеканалах, не вижу в речах большинства их участников больших отличий от позиций тех самых интернет-комментаторов. Разве что больше словарный запас и меньше оскорблений в адрес оппонентов, а мата и вовсе почти нет.
Ну и, конечно, фильм «Лаврентий Берия» надо рассматривать, не вырывая его из контекста всего цикла. Вряд ли «грузинское лобби» в России могло быть озабочено прославлением большинства героев этих фильмов. Скажу лучше о цикле словами авторов его анонса: «Это проект, рассказывающий о ключевых фигурах в руководстве Советского Союза в период с 1917 по 1953 год. Феликс Дзержинский, Климент Ворошилов, Семен Буденный, Вячеслав Молотов, Андрей Жданов, Виктор Абакумов, Лаврентий Берия. Их имена известны всей стране и сегодня, но мало кто помнит, какими они вошли в историю и что сделали для своего государства. Они находились в пучине гражданского противостояния и социальных потрясений, меняя ход истории. В их честь называли города, улицы и горные вершины, им возводили памятники, об их победах рассказывали в школах, но они не могли знать, что спустя годы их биографии подвергнутся тщательной редактуре, а все достижения предадутся забвению».
Ну, вообще-то, далеко не все эти фигуры можно отнести к «забытым». Во всяком случае, людям моего поколения когда-то прожужжали уши и про Дзержинского, и про Ворошилова, и про Буденного. Главное же – в другом. Историю надо знать, тут спорить не о чем. Но в этом цикле (режиссер Павел Сергацков, производство России и, что любопытно, Украины) очевидна, как и во многих художественных фильмах об исторических фигурах советского периода, симпатия к ним, вытекающая из стремления увидеть мир их глазами. Да, почти любая личность, в том числе историческая, неоднозначна. И никто не будет спорить с тем, что Лаврентий Берия был целеустремленным, любил спорт, обладал огромной деловой хваткой. Но так и про Гитлера можно снять фильм, где он будет изображен любителем животных, способным художником, прекрасным организатором…
Что касается Абхазии, то у абхазского общества к Лаврентию Павловичу особые счеты. В фильме, кстати, касаются «версии» о том, что Нестор Лакоба был отравлен в тбилисском доме Берия, но отвергают ее, прибегнув к такому невнятному доводу: Берия был слишком предусмотрителен, чтобы решиться на это без санкции свыше… Ну, а если санкция-таки была? Ну, а разве не Берия дирижировал вскоре расправами над соратниками Лакоба и уничтожением абхазской политической и творческой элиты, планомерным вытеснением всего абхазского из жизни Абхазии?
И абсолютно согласен с тем, что государственные структуры Абхазии не имеют права не высказать своего мнения Первому каналу в связи с этой попыткой «черного кобеля отмыть добела».
Вчера, прочтя интересное исследование об истории сухумских улиц, узнал, что нынешняя улица Дмитрия Гулиа в 1937-1953 годах называлась улицей Лаврентия Берия, а часть ее – даже с 1931 года. И когда эта информация наложилась на воспоминания о фильме «Лаврентий Берия», возникло жуткое ощущение, что призраки возвращаются.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции