Проблема гражданства подавляющего большинства жителей Гальского района в старых границах, то есть нынешнего Гальского и части Ткуарчальского и Очамчырского районов, возникла еще в середине нулевых годов, когда в Абхазии начали менять советские паспорта на паспорта гражданина РА.
Однако к тому времени практически все жители Восточной Абхазии грузинской национальности успели обзавестись грузинскими паспортами, по которым они получали за Ингуром пособия как беженцы и пользовались всеми правами гражданина Грузии. Правда, реально беженцами они к тому времени уже не являлись, так как (в основной массе) после двух непродолжительных отъездов за Ингур в сентябре 1993-го и в мае 1998 года жили в своих домах, но грузинские власти закрывали глаза на это несоответствие. Между тем по абхазскому законодательству двойное гражданство допускается только в случае, если второе – российское. Жители восточных районов Абхазии, пытаясь «усидеть на двух стульях», стали писать в заявлениях на получение абхазских паспортов, что они якобы отказались от грузинского гражданства. А тогдашние абхазские власти стали закрывать глаза на то, что никаких подтверждающих документов заявители не представляли.
Your browser doesn’t support HTML5
Известно, что в течение минимум двух лет перед майскими событиями 2014 года незаконная паспортизация в восточных районах была, пожалуй, главным козырем в борьбе тогдашней оппозиции против команды экс-президента республики Александра Анкваба. В качестве альтернативы абхазскому гражданству и паспортам оппозицией предлагалась выдача лицам с грузинским гражданством, живущим на территории Абхазии, вида на жительство. Это решение властные структуры нынешней Абхазии и взяли на вооружение. Хотя сегодняшняя оппозиция критикует уже этот вариант: как это, мол, так, что на территории Абхазии узаконивается официально проживание многих тысяч граждан соседнего государства, находящегося с нашим, по сути, в состоянии войны?
Печатание бланков вида на жительство, которые внешне напоминают абхазские паспорта, принятие парламентом соответствующих законодательных актов, как водится, затянулись. Только недавно в восточных районах Абхазии приступили к приему документов для получения вида на жительство. 21 апреля министр внутренних дел Абхазии Аслан Кобахия провел в городе Гал рабочее совещание, посвященное этой кампании.
20 мая глава администрации Гальского района Темур Надарая, будучи гостем программы «События недели» Абхазского телевидения, значительную часть своей беседы с ведущей Еленой Лолуа посвятил теме паспортизации и получения вида на жительство в районе. В частности, он сказал, что кое-кто отговаривает гальцев от получения вида на жительства, пугая их тем, что якобы после двух административных нарушений абхазские власти могут лишить их этого документа и выдворить из республики. Но это не соответствует действительности, подчеркнул Надарая. Вида на жительства человек лишается в случае, если он в течение более шести месяцев в году без уважительных причин (госпитализация и т.п.) находится вне Абхазии или выступает против ее конституционного строя.
Зашел разговор и о возможности получения гальцами абхазского гражданства и паспорта. По словам Темура Надарая, ему довелось беседовать с несколькими людьми (человек 5-10), которые, не лукавя, хотели бы отказаться от грузинского гражданства и получить абхазское. А всего таких людей в районе, как он думает, много больше. Он также отметил:
«Но процедура сложная. Им в пользу абхазского гражданства отказаться от грузинского не дадут. Потому что тогда получится, что Грузия автоматически признает независимость Абхазии. Но можно отказаться в пользу российского. То есть житель Гальского района может сказать, что отказывается от грузинского гражданства в пользу российского. Это нашим законам не противоречит: мы можем одновременно иметь гражданство и российское. И тогда правительство Грузии, президент Грузии имеют возможность выдать документ, что человек выбыл из гражданства Грузии».
Такое, добавил Надарая, вполне резонно, поскольку многие гальцы имеют больше родственников в России, чем в Грузии, и хотели бы совершать поездки в РФ.
Очень скоро об этих его словах стало известно за Ингуром. И вот как откликнулось на них на днях одно из тбилисских интернет-изданий. Цитирую с сохранением стилистики и орфографии:
«Глава абхазской администрации Гальского района Темур Надарая нашел «выход» для местных грузин, желающих получить абхазские т.н. паспорта. В интервью абхазскому телевидению Темур Надарая отметил, что выдачу «паспортов» затрудняет тот факт, что большинство жителей Гальского района являются гражданами Грузии, а чтобы получить абхазскую «бумажку», им следует отказаться от этого гражданства, чего они не могут сделать из-за связей с родственниками, проживающими на подконтрольной официальному Тбилиси территории. В то же время Надарая считает, что грузинские власти не разрешат им отказаться от гражданства Грузии в пользу «абхазского», так как в Грузии все жители Абхазии считаются ее гражданами. Исходя из этой ситуации Темур Надарая предлагает жителям Гальского района отказаться от гражданства Грузии с целью получения российского гражданства. В таком случае, полагает Надарая, отказ от гражданства возможен, после чего можно будет получить «абхазское гражданство».
Как видим, слова главы администрации района пересказаны с большими искажениями, но суть предложенного им варианта сохранена. А затем автор публикации победоносно завершает:
«Следует отметить, что Надарая в данном случае упустил одну очень немаловажную вещь – действие в Грузии закона «Об оккупированных территориях», под который могут подпасть лица, имеющие гражданство России. Такая «черная схема» получения абхазского «гражданства» грозит им отказом во въезде на подконтрольную грузинской стороной территорию. Напомним, что нарушение закона «Об оккупированных территориях» предусматривает наказание в виде штрафа до 3 тысяч долларов или лишения свободы сроком на 5 лет».
Да, фантасмагорическая картинка нарисована: поехал житель Гальского района с российским паспортом навестить родственников в Зугдиди или Хоби, как делал он это много раз ежегодно, а его бац – и за решетку. Ах ты, мол, национал-предатель! И все в соответствии с грузинским законодательством.
Ну, а если серьезно, то, думаю, и без этих страшилок грузинских СМИ количество гальцев, которые не удовлетворятся получением в Абхазии вида на жительство, а захотят поменять грузинское гражданство на абхазское, будет крайне мало. И дело тут не только и не столько в потере в таком случае в Грузии ежемесячного беженского пособия. Сегодня, кстати, оно составляет 45 лари, что примерно равно тысяче российских рублей, хотя оппозиционеры в грузинском парламенте предложили увеличить его до 60 лари. Сумма по-любому мизерная; правда, для кого-то и она важна. Но главное все же, на мой взгляд, в национальном самосознании.
Когда-то, помнится, в середине 90-х, в абхазском обществе были распространены шапкозакидательские настроения: мол, если раньше произошла постепенная ассимиляция прежнего абхазского населения Самурзаканской Абхазии (Темур Надарая предлагает, впрочем, говорить «Мурзаканской Абхазии»), то, приложив усилия к интеграции гальцев в абхазское общество, мы можем добиться и того, что произойдет обратный процесс. Но не будем забывать хотя бы о том, что упомянутая ассимиляция продолжалась полтора-два века.
Так или иначе, но на данном отрезке истории, до полномасштабного грузино-абхазского урегулирования, вид на жительство – это, пожалуй, единственный реальный выход для легализации проживания в Гальском районе подавляющего большинства его населения.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия