Выше дипломы, плотники!

Давид Каландия

«Учиться, еще учиться и еще много-много раз учиться», говаривал в свое время любитель езды на броневичках, вечно непогребенный Ильич. Хотя авторство этих слов он с присущей ему бесцеремонностью слямзил у Чехова Антона Павловича.

(Вместо предисловия)

* * *

На днях прозвенел последний звонок для учащихся 12 классов, затем были экзамены, и – опа... 11 000 выпускников не смогли перейти аттестационную границу, а это значит, путь в высшее образование в этом году им заказан.

Разразился скандал, били в барабаны судьбы, обвиняли педагогический состав в некомпетентности, кляли директорат школ, показывали фигу министру образования...

Вообще, наш министр образования господин Джеджелава – личность довольно неординарная. Разные бытуют оценки его просветительской деятельности. Пока что он зарекомендовал себя как мифоборец, и не ясно, он всерьез шутит или шутя серьезит, когда выступает по нашим вещательным каналам и обличает сказочных персонажей во всех своих комплексах. Говорят, он хороший менеджер, хотя не уточняют, в какой области. Но при всем моем скептическом к нему отношении он вряд ли бы успел за год так нагадить в учебно-образовательном процессе, что 11 000 детей не смогли сдать аттестационные экзамены. Хотя при умении и большом желании все можно сделать.

Кстати, у некоторых директоров школ я поинтересовался, насколько Джеджелава соответствует тому креслу, которое занимает. Директора пожимали плечами, вяло отшучивались и, озираясь по сторонам, переводили разговор на погоду.

* * *

В моей прекрасной и красивой Грузии образование всегда ценилось на пуд золота, и все тянулись к хорошему, доброму, вечному, чтобы потом чистенько устроить свою жизнь и быть подальше от сохи и наковальни.

Со времен Юрского периода, то есть – советизации, бытовало мнение, что население Грузии – самое образованное, не в смысле ума, а в плане количества корочек о высшем образовании. Со всей ответственностью могу сказать, что окружающие меня люди, а окружало меня довольно большое их количество в свое время, все были дипломированные специалисты, хотя, насколько слово «специалист» соответствовало действительности, – это второй вопрос. Я очень долго могу напрягать волны свой памяти, чтобы среди современников вспомнить кого-нибудь, у кого не было диплома вуза, и так и не вспомню.

Корочки были у всех. Без корочек девице было трудно обрести семью, а парень без корочек вызывал недоумение. А еще для вьюноши непопадание в высшее грозило попаданием в армию, что для нас, для гордых и свободолюбивых грузин, было весьма унизительным. Не у всех были деньги и связи, чтобы откупиться от армии, и потому в последний год школы все грызли гранит физики или лирики, дабы не попасть под дурацкую муштру. Тогда было золотое время репетиторов и частных учителей, которые нехило на этом зарабатывали. Готовились все! Я сам по поступательным предметам имел нескольких педагогов и, благодаря им, попал туда, куда сдуру целился.

И ведь мы поступали в институты не только на территории нашей республики, а по всему Союзу Нерушимому. Наши люди были повсюду – в Прибалтике, в Средней Азии, на Южном Урале и даже за Полярным Кругом. Куда было легче попасть, туда мы и шли. Затем, правда, переводились в наши институты, чтобы быть под боком у родичей, но это уже детали.

А вот за железный занавес во времена моей юности учиться ездили избранные единицы по каким-то мистическим каналам. Кто-то учился в Венгрии, кто-то – в Чехословакии, кто – в Монголии, ну и т.д. Про Сорбонны, Гарварды-Шмарварды, Оксфорды мы только слышали и читали в книжках Чарлза П. Сноу, Ивлина Во и иже с ними.

После обретения независимости учебные заведения в стране начали расти как грибки после дождя. В каждом селе, высокогорном ауле, поселке городского типа, районом центре, городке, городе и городище стали открываться очень высшие учебные заведения. И если раньше консерватория выпускала только музыкантов, медицинский – медиков, физкультурный – тренеров и т.д., то теперь в каждом альмаматерном заведении можно получить диплом, начиная от гарпунщика и кончая специалистом по межгалактическому праву.

Насколько наш дипломированный гарпунщик попадет в кита, а не в подводную лодку, это уже другое дело. Но факт налицо – институтов у нас больше, чем детских садов.

* * *

На сегодняшний день мне представляется, что престижность высшего образования начала чуть-чуть снижаться. Во всяком случае, престижность ОТЕЧЕСТВЕННЫХ институтов. Родители пытаются всеми правдами и неправдами, займами и грантами вывезти своих чад за рубеж, и чем дороже будет университет, тем лучше. Во-первых, есть шанс зацепиться за бугром и больше сюда не возвращаться. А во-вторых, если вернулся назад, найти работу с дипломом какого-нибудь Пеппердинского колледжа гораздо легче, чем с дипломом ТГУ.

Но и это не главное. Вдруг оказалось, что для заколачивания денег абсолютно не обязательно иметь не то что высшее, а даже среднее образование.

Билл Гейтс, Стив Джобс, Марк Цукерберг, Роман Абрамович, Ричард Бренсон – все эти денежные тузы, короли и валеты не доучились в своих университетах ради бизнеса. Среди нынешних богатеев есть немало и таких, кто даже школу не окончил. Одних предпринимательская лихорадка захватила уже в подростковом возрасте, другим пришлось пойти работать, чтобы прокормить семьи, а третьи предпочли учебе спорт. Однако отсутствие диплома об образовании не помешало им преуспеть.

* * *

И вот что меня больше всего волнует.

Хорошо бы, наряду с дипломированными медиками, актерами, финансистами и биологами, иметь побольше квалифицированных маляров, паркетчиков, шпалоукладчиков, сантехников, электриков и монтажников-высотников. За последнее время по определенным причинам я перевидал легион представителей этих специальностей и могу, положа руку на сердце, сказать: ремесло из них знали единицы. Остальные только кичатся, что могут, и бесшабашно берутся за дело. А потом дом рушится.

Будь я министром образования Джеджелавой, я бы обратил особое внимание именно на развитие профессионально-технического образования и всячески приветствовал бы открытие средне-специальных учебных заведений по ремеслам. По моим скромным сведениям, в стране их небольшое количество, если вообще они есть. Ведь не секрет, что хороший специалист по укладке кафеля зарабатывает гораздо больше, чем многие дипломированные людены.

Эххх, повернуть бы время вспять, я бы в сантехники пошел, пусть меня научат.

Так что 11 000 не сдавших аттестационные экзамены, я считаю, не трагедия.

Мальчишки и девчонки, овладевайте ремеслом, и ваш завтрашний день будет намного стабильнее, чем у какого-нибудь скрипача, химика или алхимика.

С приветом, обладатель трех дипломов и безработный с десятилетним стажем Давид Г. Каландия.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции