Полиция Украины допрашивает человека, который, представившись журналистом французской газеты Le Mond, вчера пытался застрелить добровольцев АТО Адама Осмаева и его супругу Амину Окуеву. Начавшего стрелять киллера тяжело ранила Амина, открыв ответный огонь из пистолета. И нападавший, и Осмаев в настоящее время находятся в реанимации под усиленной охраной.
1 июня около пяти часов вечера Адам и Амина направились на заранее назначенную по телефону встречу с якобы французским журналистом «Алексом Вернером» из Le Monde. Амина Окуева рассказала украинскому телеканалу «Эспрессо», что он вел переговоры через знакомого украинского журналиста:
«Он сослался на одного известного в Украине журналиста, сказал, что ему порекомендовали меня с «Шустер.Live». Поскольку единственный мой знакомый оттуда Алексей Стукало – раньше он был гостевым редактором программы, – я написала ему СМС, попросила подтвердить, и он подтвердил. Потом были интуитивные моменты и подозрения, я еще раз написала Алексею и попросила рассказать, откуда они знакомы».
Your browser doesn’t support HTML5
Амина Окуева сопровождает мужа практически всегда и присутствует во время интервью. В этот раз она тоже поехала на встречу. Она рассказывает, что «Алекс Вернер» попросил их обоих сесть на заднее сидение автомобиля, чтобы сделать их совместную фотографию. Потом достал коробку, сказав, что это подарок от редакции, и он им понравится. Супруги заметили, что в коробке лежит пистолет Glock. Но, вытянув оружие из коробки, киллер неожиданно стал стрелять в Адама. Супруга Осмаева остановила киллера ответным огнем, воспользовавшись наградным пистолетом Макарова от министра внутренних дел Украины Алексея Авакова за участие в боевых действиях в составе батальона полиции «Киев-2» на юго-востоке Украины. Адам Осмаев тоже был награжден таким же пистолетом.
Сейчас Осмаева прооперировали, и он находится в реанимации под усиленной охраной. По словам врачей, его состояние стабильно тяжелое. Одна пуля застряла в позвоночнике. У него перелом ключицы, разворочены легкое и печень. Часть легких удалена. Нападавшего, раненного Аминой, также прооперировали. 17-ю горбольницу, куда доставлены пострадавшие, охраняют автоматчики.
Как основную причину покушения, украинские правоохранители рассматривают проукраинскую позицию супругов. По факту покушения на убийство начато уголовное производство по ч. 2 ст. 115 УК Украины.
Тем временем журналисты пытаются выяснить личность киллера. Журналисты «Громадського ТВ» связались с редакцией Le Monde и там категорически отвергли наличие журналиста с именем Алекс Вернер в качестве сотрудника или фрилансера.
Агентство РБК-Украина, в свою очередь, обнародовало украинский загранпаспорт, найденный на месте преступления. Документ выдан на имя 58-летнего уроженца Одессы Александра Венусовича Дакара. Известно, что его владелец недавно прибыл из Российской Федерации, пересек российско-украинскую границу через КПП Брянск.
Депутат и внештатный советник министра внутренних дел Антон Геращенко написал по поводу так называемого Вернера-Дакара в Facebook:
«Паспорт гражданина Украины этот человек получил 10 февраля 2016 года. Заграничный паспорт – 16 февраля 2016-го. Справку об идентификационном коде – 11 февраля 2016-го. Совпадение? Не думаю! Данный гражданин Украины, скорее всего, никакой не Дакар Александр Венусович, а совершенно другое лицо. Он регулярно ездил в Россию для получения инструкций из Центра».
Геращенко заявил сразу после покушения, что пропагандистские СМИ России и «их пособники в Украине» начнут раскручивать тему «чеченского следа». Но сам он уверен, что это хорошо спланированное заказное убийство российскими спецслужбами.
В ряде украинских СМИ появилась информация, что нападавший является «киллером» главы Чечни Рамзана Кадырова. По информации журналистов, человек, который втерся в доверие супругов, – это некий Артур Денисултанов-Курмакаев, и он имеет отношение к убийству политического оппонента Рамзана Кадырова – Умара Исраилова – в 2009 году, в Вене.
Исраилов в начале 2000-х недолго проработал охранником у Размана Кадырова, однако в 2004 году уехал в Австрию и попросил политического убежища. Там он засвидетельствовал, что Кадыров и его люди пытают и казнят без суда своих политических противников.
В 2008 году Артур Денисултанов-Курмакаев приехал к Исраилову и стал требовать, чтобы тот отказался от показаний против Кадырова и забрал жалобу из ЕСПЧ. В противном случае обещал, что его ждет смерть. 11 июня 2008 года Денисултанова-Курмакаева арестовали за угрозы Исраилову. В ходе допросов Денисултанов-Курмакаев сообщил, что является официальным представителем Рамзана Кадырова, который заказал Исраилова и попросил политического убежища. Также, он утверждал, что у Кадырова есть список из 300 чеченцев в Европе, которых надо уничтожить. Но ему не удалось доказать угрозы и обосновать свою просьбу. Но австрийские власти ему не поверили и депортировали назад в Россию без права въезда в Евросоюз. New York Times, которая проводила собственное расследование смерти Исраилова, со ссылкой на официальные показания Курмакаева, писала, что летом 2008 года он незаконно проник в Европу по заданию высокопоставленного чиновника из окружения Кадырова, для того чтобы заставить Умара Исраилова отозвать свою жалобу из Страсбурга. После отказа последнего Курмакаев расстрелял Исраилова средь бела дня.
Сравнение фотографии с паспорта гражданина Украины Александра Дакара, который нашли у стрелявшего в Осмаева, и фотографии из австрийских СМИ не оставляет сомнений в том, что «стрелок Кадырова» – тот самый раненный «Александр Дакар», покушавшийся на Амину и Адама. В России этот человек является известным преступником, однако при этом ему все время удавалось избегать тюрьмы.
Адам Осмаев стал известен общественности в 2012 году, когда его арестовали по обвинению в подготовке покушения на президента РФ Владимира Путина. Так называемый заговор был раскрыт после мощного взрыва в квартире в Одессе, которую снимали Адам Осмаев, Руслан Мадаев и гражданин Казахстана Илья Пьянзин. Руслан Мадаев, который занимался взрывчаткой, погиб на месте, а двое задержанных якобы дали показания о том, что хотели взорвать кортеж Владимира Путина. Более того, оказалось, что Адам Осмаев находился в розыске по делу о подготовке покушения на главу Чечни Рамзана Кадырова, предотвращенного сотрудниками ФСБ в Москве.
Осмаев был осужден по нескольким статьям, в том числе и за терроризм. Апелляционный суд Одесской области в августе 2012 года принял решение об экстрадиции Осмаева в Россию. Но из-за чрезвычайной активности супруги Амины Окуевой и привлечения правозащитников, процесс выдачи удалось приостановить. Адвокаты доказали Европейскому суду по правам человека, что в заключении Адам подвергался пыткам и жестокому обращению. А Илью Пьянзина экстрадировали в Россию, где его приговорили к десяти годам заключения.
Угроза выдачи в руки российских силовиков так и висела бы над Адамом, если бы не развернувшиеся политические события в Украине. Из-за народного гнева Януковичу пришлось спасаться бегством. Амина Окуева, активная участница Майдана и помогавшая раненым, продолжала бороться за супруга. Итогом стало решение Приморского суда Одессы 18 ноября 2014 года. С Адама Осмаева были сняты все обвинения, связанные с терроризмом, включая подготовку покушения на Путина, за недоказанностью. Но срок за неосторожное обращение со взрывчатыми веществами, уничтожение чужого имущества и подделку документов он получил – два года и несколько месяцев. Так как к оглашению приговора он уже отсидел весь этот срок в СИЗО, его освободили в зале суда.
Вскоре после этого Осмаев с супругой отправился в Донбасс, где они вступили в так называемый чеченский миротворческий батальон имени Джохара Дудаева под командованием Исы Мунаева. В начале 2015 года воинское подразделение было разбито под Дебальцевом, а его командир Иса Мунаев убит. После его смерти Адам Осмаев принял командование на себя. Но украинские власти после покушения называют его бойцом батальона полиции «Киев-2».