История с азербайджанским журналистом, который, по официальной версии, непонятно как попал из Тбилиси и Баку, продолжает будоражить политически активную аудиторию в обеих странах. Впрочем, на грузинской стороне начавшаяся драма быстро переросла в дешевую комедию, в центре которой – правительство и в первую очередь силовые структуры.
Как-то раз, в далеком 1999 году, на традиционной пресс-конференции Эдуарда Шеварднадзе я задал вопрос о том, намерено ли государство пресечь беспредел гаишников. В ответ Эдуард Амвросиевич разразился гневной речью о том, как они себя плохо ведут, что сотрудники ГАИ позорят страну, что в этой сфере надо срочно наводить порядок... В какой-то момент мне показалось, что это я – президент Грузии, а он – возмущенный журналист. Даже стыдно стало: сижу тут себе без дела, а гаишники портят репутацию страны...
Параллель, возможно, спорная, но очевидная – ничего другого не вспомнил после того, как несколько дней подряд слышу возмущенные заявления высших чинов правительства.
«Мы намерены срочно провести самое тщательное расследование произошедшего», говорит премьер-министр, «такое не должно происходить в Грузии, это неприемлемо», говорит спикер парламента, «все виновные в произошедшем будут наказаны по всей строгости закона», говорит министр внутренних дел.
Их возмущение выглядит искренним и честным, прямо как возмущение Шеварднадзе гаишниками. Их аргументация пробьет даже стену: «посмотрите в эти глаза – разве они могут врать?..» И правда – в эти дни глаза премьер-министра, силовых министров, депутатов излучают невинность.
Примерно так в 2013 году Бидзина Иванишвили отреагировал на всплывший факт о видеошантаже со стороны «мечтателей» в отношении оппонировавшего им деятеля – «Как вы могли подумать, что кто-то из нас мог такими делами заниматься? Мы же не такие...»
В гонку абсурда втягивается и неправительственный сектор – «МВД не должно проводить расследование по этому поводу, дело должно быть передано в прокуратуру»... Не остается в стороне и международное сообщество, которое требует «тщательного расследования инцидента». Более того, Госдепартамент США не просто потребовал расследования, но и пообещал внимательно за ним следить.
В общем, на наших глазах разыгрывается настоящая театральная постановка, в которой приличные, вроде бы неглупые и опытные люди призывают главного поджигателя стать начальником пожарной команды. А поджигатель в это время так искренне и так страстно уверяет всех, что понятия ни о чем не имеет, – что нет-нет, да и закрадывается сомнение: чем черт не шутит, может, и правда ничего не знает.
«Мечтатели» – специалисты пускать пыль в глаза. Зря они называют «националов» мастерами пиара – чемпионство в этой области, несомненно, принадлежит им. А умение беззастенчиво и одновременно искренне похвалить себя у них на уровне искусства: «Неужели вы думаете, что мы можем так плохо себя вести? Это все в прошлом, это было в прошедшие девять (о, ужасные) лет... А мы – разве мы так можем?..»
Трудно сказать, на что и на кого вся эта говорильная рассчитана. Наверное, надо быть по-настоящему легковерным, чтобы искренне верить, что поджигатель способен быть начальником пожарной команды, что Афган Мухтарлы пропал в середине дня в центре Тбилиси, а власти настолько ничего не знали, что даже проведут сейчас расследование. И обязательно по всей строгости закона накажут всех виновных. Прямо как унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла...
Иногда форма бывает хуже содержания. Дебаты в обществе идут по поводу мотивов фактической выдачи оппозиционного журналиста Азербайджану, но в том, что все было сделано потрясающе некомпетентно, а власти беззастенчиво «играют в дурачка», – сомнений нет ни у кого.
О мотивах произошедшего можно долго спорить. На кону, с одной стороны – репутация Грузии, как открытой и свободной страны, с другой – интересы стратегического партнера и, вне всяких сомнений, дружественного государства, каковым является Азербайджан. Можно спорить о причинах, однако бесспорно, что все было сделано максимально глупо и нелепо.
Это не первый случай, когда Грузия выдает соседним странам их граждан по политическим мотивам. В 2005 году при Мише Саакашвили произошло омерзительнейшее событие – в Тбилиси были арестованы пять чеченцев, которых передали России.
Сегодня, на фоне пропаганды о генетическом русофобстве Миши, это звучит невероятно, но тогда он пытался наладить отношения с Россией, и пятеро чеченцев оказались разменной монетой... Однако тогда все прошло открыто – чеченцев арестовали, держали в СИЗО, затем был открытый суд, принявший решение об экстрадиции. Даже тогда, в 2005 году, во времена «наикровавейшего» режима, формальность была соблюдена.
В данном случае, руководствуясь мотивом «как бы чего не вышло», власти решили сделать дело по-быстрому: схватили на улице, передали азербайджанцам, а потом – хлопать невинными глазами и убеждать всех в том, что они ничего не знали. Уровень аргументации – «зуб даю»...
Ни в коем случае не пытаюсь иронизировать по поводу случившегося и отрицать, что из-за требований азербайджанской стороны Грузия попала в положение, из которого нет хорошего выхода. Это выбор между плохим и худшим, и непонятно, где плохое, а где худшее.
Я не могу согласиться с мнением о том, что «Азербайджан и сам заинтересован в сотрудничестве с Грузией», и отказ выдать Баку оппозиционера не привел бы ни каким последствиям. Конечно, если бы сегодня отказали, то завтра утром ничего бы не случилось. Однако общее ухудшение отношений, несомненно, привело бы к последствиям в среднесрочной перспективе.
И не надо говорить про «прагматизм». История полна случаев, когда эмоции преобладали над интересами...
Если бы в 1914 году существовала современнейшая аналитическая компьютерная программа, то на основе имевшихся тогда данных вероятность того, что Николай Второй пойдет войной на своих немецких и австрийских кузенов из-за какой-то там православной Сербии, была равна 0%. Однако же случилось то, что случилось, и никакой прагматизм не помог.
Грузия могла пойти по другому пути – так, чтобы не отказывать Азербайджану, но и не нарушать собственное законодательство. Например, взять оппозиционного журналиста под арест. Скажем, под домашний арест. С запретом на ведение какой-либо общественной деятельности. С запретом прикасаться к компьютеру. Начать разбирательство. Торговаться.
В общем, шевелить мозгами.
Увы, выбор был сделан в пользу самого простого и одновременно глупого решения...
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции