В долгах и без дороги

Изида Чаниа

Я опять об ответственности. Мне и самой надоело говорить о том, как важно, чтобы не только простые граждане, но и чиновники были обременены этим грузом. И, по определению, ответственность для последних должна быть гораздо выше, чем для рядового гражданина. Потому что наворотить, как это могут сделать высокопоставленные чиновники, не наделенный властными полномочиями человек просто не в состоянии.

Двухмиллиардный кредит, который получила Абхазия в 2010 году на восстановление железной дороги, – это показательная история о безответственности чиновников, которая обернулась для абхазских налогоплательщиков неподъемными долгами.

Поначалу все выглядело даже прилично. Но только до тех пор, пока «тугодумающие» наши соотечественники не стали задавать инициаторам этого кредита конкретные вопросы. Ответы были такие: «Схема простая. РЖД помогает нам восстановить дорогу. Бизнес, который будет возить по ней щебень, песчано-гравийную смесь, другие грузы, которые идут по реэкспорту, начнет расплачиваться с ОАО РЖД за этот кредит», – убеждал второй абхазский президент Сергей Багапш простых людей. «Мы получаем готовую дорогу, а бизнес расплачивается за кредит».

Your browser doesn’t support HTML5

В долгах и без дороги

Мечта, да и только. Схема оказалась действительно простой, только цвет у нее был серый, поэтому дорогу мы не получили, бизнес за кредит не расплатился, долг повесили на бюджет.

Логично было бы предположить, что кто-то должен ответить за это. Но парламент, как выяснилось впоследствии, даже не ратифицировал данное соглашение. А президент, обещавший нам экономическое чудо в виде железной дороги задаром, умер.

Но жив министр финансов Беслан Кубрава, поставивший свою подпись под Соглашением о железнодорожном кредите. Вы думаете, что главный финансист страны не смог произвести элементарных арифметических действий – сложения и вычитания, которые требовались для того, чтобы понять, что кредит неокупаемый?

Или министр экономики того времени, Кристина Озган, которая обещала стране, что, благодаря кредиту, будет заменено 100% железнодорожного полотна, 70% опор электропередач, приведена в порядок контактная сеть, проведена оптико-волоконная связь, отремонтированы ответвленные участки путей до инфраструктурных объектов – нефтебазы, мельзавода и др. Министр экономики не просто была уверена в окупаемости данного кредита, но добавляла в него ярких красок, описывая, какую выгоду стране принесет железнодорожный коридор «Европа - Азия».

Меня хотят уверить, что ни у премьер-министра того времени Сергея Шамба, ни у вышеназванных чиновников ума не хватило просто заглянуть в государственный бюджет и понять, что собственных средств в этом главном финансовом документе страны меньше, чем сумма кредита? Я должна поверить, что представители властей проявили предельную неграмотность либо наивность, а не «срубили» дивиденды с этого «проекта», с легкой руки журналиста Кривенюка получившего название «аферы века»?

Кстати, журналист и «ответил» за грехи всех членов правительства, получив условный срок «за клевету». На всякий случай сообщу, что нынче у этих людей все хорошо: Кубрава – видный оппозиционер, ругающий власть за экономические просчеты, Кристина Озган успешно трудится на ниве абхазо-российского сотрудничества, Шамба – лидер партии «Единая Абхазия».

А мы, меж тем, оплачиваем их безответственность из собственного кармана. Ежегодно на погашение кредита из абхазского бюджета уходит до 300 миллионов рублей. Для того чтобы было понятней, скажу – это 300 бюджетов Пенсионного фонда. Проще говоря, сегодня не только депутаты парламента, но и все остальные пенсионеры страны могли бы получать абхазскую пенсию в размере до 10 тысяч рублей. Но почему-то парламентская комиссия дело по железнодорожному кредиту так и не довела до Контрольной палаты, а прокуратура, которую возглавлял на тот момент Сафарбей Миканба (теперь он представлен оппозицией на должность судьи Конституционного суда), не усмотрела в действиях чиновников состава преступления. И, ура, все сроки привлечения к ответственности прошли, нам остались железобетонная пенсия размером 500 рублей и громадный долг, на погашение которого уйдет много лет.

И вот что любопытно: по мнению некоторых депутатов абхазского парламента, Россия в обмен на депутатское «спасибо» должна списать этот долг, потому что так она поступила в Латинской Америке, Казахстане или Узбекистане. Вопрос об ответственности чиновников, бравших кредит, ставивших свои подписи под соглашением, убеждавших людей в перспективности этой «схемы», даже не возник у народных избранников на сегодняшнем заседании чрезвычайной сессии парламента по продлению сроков погашения двух миллиардов рублей теперь уже наших, а не бизнес-долгов.

Радует, что теперь и нам, тугодумам-избирателям, в том числе и самым активным – пенсионерам, наглядно продемонстрировано, чьи интересы защищает всеми своими ветвями наша всенародная власть.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции