Сегодня в Сухуме состоялся круглый стол, на котором обсуждалась статья закона «О здравоохранении» о полном запрете абортов. Инициаторы дискуссии – молодые люди, которые призвали депутатов парламента внести поправки в закон и разрешить прерывать беременность по медицинским и социальным показаниям. Присутствовавшая на встрече депутат Натали Смыр предположила, что мнение общественности не будет услышано народными избранниками.
Закон «О здравоохранении» был подписан президентом Абхазии Раулем Хаджимба 9 февраля 2016 года. Одна из статей закона запрещает аборты и «устанавливает ответственность за искусственное прерывание беременности в соответствии с уголовным законодательством».
Министерство здравоохранения республики предлагало ввести в закон перечень заболеваний, при которых допускаются аборты по медицинским показаниям. Но их предложение было проигнорировано. Аборты в Абхазии разрешены только в случае антенатальной гибели плода.
Your browser doesn’t support HTML5
Закон вызвал неоднозначную реакцию в обществе. После его принятия была создана инициативная группа из пяти молодых людей: четыре девушки и один молодой человек. В течение года они писали статьи, проводили юридическую экспертизу закона, социологическое исследование. Сегодня молодые люди организовали первую дискуссию, на которую пригласили представителей Министерства здравоохранения, общественных организаций, депутатов парламента и предоставили им результаты своего исследования.
Из десяти приглашенных депутатов пришли только трое: Натали Смыр, Александр Цишба, Беслан Смыр. Председатель инициативной группы Алиса Пачалия, обращаясь к депутатам, сказала:
«Такая интерпретация закона нас не устраивает. И мы – маленькое гражданское сообщество, которое пытается донести до вас позицию, что при рассмотрении законов нужно более тщательно их изучать и учитывать широкий спектр вопросов, связанных с ними. В июне 2016 года Женский форум уже проводил собрание. Депутаты пятого созыва обещали, что они рассмотрят более детально этот законопроект, внесут и медицинские, и социальные поправки, но уже прошло около года, и никаких действий в этом направлении не было предпринято. Поэтому, как на новый созыв, мы возлагаем на вас огромные надежды, пытаемся донести свою позицию».
Инициативная группа не занимались поправками к закону, так как Минздрав их уже разработал. Алиса Пачалия уточнила, что необходимо учитывать социальные показатели:
«Мы хотели бы, чтобы акцентировалось больше внимание на воспитании, экономической составляющей, чтобы были не какие-то запретительные меры, а, наоборот, поддерживающие. Работая в общественной организации «Киараз», сталкивались с тем, что нужна материальная поддержка. У людей нет работы, они хотят работать, и если бы у них была возможность, они бы по десять детей воспитывали, но, к сожалению, у них нет условий».
Депутат парламента Натали Смыр (единственная женщина в Народном Собрании) заявила, что при принятии закона необходимо было учитывать мнение женщин и учесть медицинские показания:
«Мы были не готовы к такому закону, который вот так категорично запрещает. Я, правда, считаю, как человек, как мать, как женщина и как христианка, что это – убийство, что бы мы не говорили, какие бы доводы не приводили, – это убийство. Богом нам дано, что ты должен родить и выносить ребенка. Конечно, если вы меня спросите, буду ли я поддерживать этот законопроект, – я одна. Мне очень тяжело, хотя я спорила и говорила, что есть определенные показания, есть определенные ситуации, я думаю, что это вряд ли будет услышано. Вы же сами понимаете, там будут голосовать по большинству голосов, и мне почему-то кажется, что даже в этом созыве этот вопрос не будет пролоббирован».
«Почему? – спросил заместитель министра здравоохранения Батал Кация. – Были предварительные обсуждения на эту тему».
Секретарь Общественной палаты, председатель Ассоциации женщин Абхазии Нателла Акаба напомнила, что во время предвыборной кампании многие кандидаты в депутаты говорили, что если они придут в парламент, то они добьются, чтобы поправку к закону отменили.
«Получается, что это был обман?» – спросила Нателла Акаба.
Натали Смыр ответила, что лично она воздержится во время принятия решения по данному вопросу.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия