Игра престолом

В правительстве дали понять, что всерьез восприняли слова предстоятеля ГПЦ о том, что стране нужен монарх

В Грузии задумались о конституционной монархии. В парламенте, правительстве и социальных сетях оживленно обсуждают призыв патриарха Илии Второго вернуть в Грузии историческую форму государственного устройства. По мнению предстоятеля Грузинской православной церкви, это принесет в страну мир.

Воскресная проповедь грузинского патриарха Илии Второго может поднять вопрос полного пересмотра как действующей Конституции, так и поправок, которые все последние месяцы разрабатывала специальная комиссия. Во всяком случае, в правящей партии и правительстве дали понять, что всерьез восприняли слова предстоятеля Грузинской православной церкви о том, что стране нужен монарх. Пусть и конституционный. Некоторые лидеры «Грузинской мечты» тут же заявили о поддержке такого предложения. Председатель парламента Ираклий Кобахидзе взял паузу, но также дал понять – вопрос о конституционной монархии не такой уж риторический:

«Что касается вопроса монархии, по этому вопросу у нас будет встреча с патриархом. Сделать комментарии мы сможем уже после нее. То, что сказал святейший и блаженнейший, является истиной. Речь идет о том, что конституционная монархия привносит спокойствие в политическую и государственную жизнь. Мы должны учитывать все факторы, в том числе и нашу местную специфику. Именно по этим вопросам и состоится наша встреча, и уже после нее можно будет делать конкретные комментарии».

Your browser doesn’t support HTML5

Игра престолом

Дело решили не откладывать в долгий ящик. На встречу с патриархом Кобахидзе отправился сегодня же, взяв с собой главу парламентского комитета по юридическим вопросам Эку Беселия. Впрочем, по завершении 20-минутной встречи ясности в этом вопросе не прибавилось. Беселия ничего не исключила, прозрачно намекнув на референдум:

«Если мы говорим о возможной смене конституционной модели в будущем, решение по такому важнейшему вопросу в любом случае должен принимать народ. Поэтому мы не должны исключать ни одной из форм выявления мнения граждан».

В правительстве также дали понять, что слова патриарха были услышаны. Вице-премьер Александр Джеджелава заявил, что инициатива Илии Второго будет принята во внимание, но решать, быть или не быть в Грузии конституционной монархии, должен народ.

А вот в оппозиции ажиотаж представителей правящей партии назвали фарисейством. По словам одной из лидеров «Единого национального движения» Саломе Самадашвили, лоббирование этой темы ни что иное, как попытка отвлечь внимание граждан от действительно важных вопросов. В том числе связанных с конституционными изменениями.

«Именно поэтому правящая команда подхватила тему монархии, для того чтобы мы не говорили о реальных проблемах в этой стране. Его святейшество патриарх Грузии ясно видит, что неформальное правительство Бидзины Иванишвили (бывший премьер-министр Грузии) завело страну в тупик. Наверное, мы должны вспомнить и то, что монархия очень дорогое удовольствие, и таких средств нет даже у богатейших европейских государств».

Лидер «Европейской Грузии» Гиги Угулава даже озвучил цифры:

«Обеспечение такого святого семейства может обойтись стране в 10-15 миллионов лари в год, что аморально, когда в стране столько нуждающихся и столько проблем. Этот проект невозможно реализовать. Заявления большинства омерзительны».

При этом, по мнению некоторых аналитиков, разговоры о конституционной монархии – камень в огород президента. Ведь, в случае принятия такого решения, в будущем вопрос противостояния главы государства с правящей партией и правительством будет полностью исключен за счет появления номинального монарха вместо президента. Политолог Торнике Шарашенидзе считает подобные идеи несостоятельными:

«Понятно, что грузинские политики подхватывают любое слово патриарха, но в данном случае, раз они пошли к нему рассматривать эту тему, значит, у них есть разрешение от Бидзины Иванишвили. Возможно, это попытка компенсировать упразднение института президента с помощью насаждения монархии. Но давайте подумаем, неужели они смогут решить подобный вопрос без референдума? Конечно же, нет. Это настолько серьезный вопрос, что его не может решить какая-то группа, за которую на выборах проголосовало 48%, и у которой нет высокого вотума доверия. Я предлагаю им в полушутку привести какую-либо европейскую династию: Габсбургов или Бурбонов. Может, это поможет нам с членством в Евросоюзе».

Конституционная монархия подразумевает правление, при котором власть монарха ограничена, и он не обладает практически никакими полномочиями кроме церемониальных. На сегодняшний день Грузия является парламентской республикой. При этом теоретически, в случае восстановления монархии в обозримом будущем, на престол может взойти ныне шестилетний царевич Георгий – сын представителей грузинского царского рода Анны Багратион-Грузинской и Давида Багратион-Мухранского.