Сегодня состоялось заседание сессии парламента Абхазии. Можно сказать, что это было первое заседание парламента шестого созыва, на котором на третьем месяце работы сессии обсуждались не организационные вопросы и не один вопрос, а депутатам была предложена полноценная повестка дня из пятнадцати вопросов. Что ж, лучше поздно, чем никогда... Правда, рассмотрение ряда вопросов, включенных в повестку, отложили – большинство из-за того, что докладчик по ним, в частности по вопросу об избрании судьей Конституционного суда предложенного оппозицией Сафарбея Миканба, представитель президента в парламенте Дмитрий Шамба оказался в поездке за пределами Абхазии.
Пожалуй, больше всего времени депутаты уделили обсуждению в первом чтении законопроекта о внесении изменений в закон «О праздничных и выходных днях в Республике Абхазия». Представляя законопроект, председатель парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Илья Гуния сообщил, что изменения предлагаются возглавляемым им комитетом.
Речь шла, прежде всего, о нынешнем Дне независимости 30 сентября, вокруг которого в последнее время в обществе вновь оживились дискуссии и зазвучали предложения по его переименованию в День Победы. Собственно, в народе этот день окончания грузино-абхазской войны так, Днем Победы, всегда и называли. Я присутствовал на тех заседаниях сессии абхазского парламента второго еще созыва, почти два десятилетия назад, когда утверждалось название «День Независимости», и помню, что и тогда многие парламентарии бурно ратовали за День Победы. Но победил авторитет первого президента Абхазии, предлагавшего ныне действующий вариант.
Your browser doesn’t support HTML5
По словам Ильи Гуния, комитет для изучения вопроса обращался в Абхазский институт гуманитарных исследований и в Минобороны Абхазии. Он сказал:
«Институт дал три точки зрения. 25 августа 1990 года Верховный Совет Абхазии принял декларацию о государственном суверенитете. Вторая дата – это 30 сентября 1993 года, назвать эту дату Днем Победы и Независимости, так как в этот день была достигнута реальная независимость и была заложена основа новой современной абхазской государственности. И еще один вариант: 12 октября 1999 года, когда парламент, по результатам народного голосования, принял акт о государственной независимости. Такой же вопрос был направлен в Минобороны. Ответ такой: 30 сентября является Днем Победы в Отечественной войне народа Абхазии».
Илья Гуния сказал, что комитет предлагает законопроект, согласно которому 30 сентября станет Днем Победы в Отечественной войне народа Абхазии, а 25 августа – Днем Независимости. Обсуждалась комитетом и другая дата для последней даты – 12 октября. Но зачем, мол, умалять историю нашей фактической независимости? Ведь все годы после победы в войне Абхазия ею реально обладала. Что касается 25 августа, то, если этот день станет праздничным, это будет символично – на следующий день, 26 августа, – День международного признания независимости Абхазии.
Не все парламентарии, однако, с предложенным согласились. Депутат Батал Табагуа вспомнил аргументацию первого президента Абхазии Владислава Ардзинба в поддержку слова «независимость» в применении ко Дню 30 сентября: поскольку Абхазия не водружала своего флага на чужой территории, мы смогли защититься и защитить свои рубежи. Звучали голоса и о том, что ни о какой независимости Абхазии после 25 августа 1990 года и речи еще не было, тогда просто был «парад суверенитетов» на пространстве СССР, многие народы напоминали этим о своем праве на самоопределение. Но выступивший спикер Валерий Кварчия, напомнив, что он принимал участие в событиях 1990 года, поддержал предложение парламентского комитета. А депутат Валерий Агрба обратил внимание присутствующих на то, что по регламенту на голосование не могут быть поставлены разные предложения, прозвучавшие в ходе обсуждения, нужно или поддержать в первом чтении, или отклонить предложенный законопроект. Он объяснил:
«Это по процедуре. Закон мы должны в неизменном виде принять, в том виде, в котором он представлен инициатором. А потом уже на комитете оставить даты или поменять и так далее. Это уже во втором чтении...»
В результате голосования 26 поддержало законопроект в первом чтении, двое проголосовали против, двое воздержались.
И это закономерно, так как, повторюсь, народ и так упорно считает 30 сентября Днем Победы, и даже в СМИ обычно так всегда звучало. Правда, есть и такой нюанс, про который все участники дискуссий на эту тему почему-то забывают: в календаре праздничных дат Абхазии уже есть День Победы – 9 Мая. В связи с этим мне представлялось логичным озвученное год-два назад в СМИ предложение военного историка Валико Пачулия назвать 30 сентября Днем Победы и Независимости. (Это, как вариант, и сейчас предложено АбИГИ). Но если такой «компромиссный» вариант не пройдет, теперь уж, видимо, будем отличать эти два праздника только по добавлению к одному из них «в Отечественной войне народа Абхазии».
А вот что касается Дня Независимости 25 августа, то тут, вполне возможно, предстоят бурные дебаты. Заседание едва закончилось, а политолог Лейла Тания уже резко прокомментировала в «Фейсбуке» апсныпрессовскую информацию об этом:
«Грубейшая ошибка. Читали ли парламентарии текст Декларации о государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической Республики от 25 августа 1990 года? В ней речь идет о праве на самоопределение абхазского народа в составе Грузинской ССР. И этот статус нам предлагают узаконить в виде Дня Независимости? Позор».
В первом, а затем и окончательном чтении парламентарии приняли закон «Об исполнении бюджета дорожного фонда Абхазии за 2016 год». Но по ходу его обсуждения депутат Рауль Лолуа поднял проблему: многие поставщики горюче-смазочных материалов в республику не платят налоги и вообще никак не отчитываются о своей деятельности, – и предложил провести в связи с этим парламентское расследование.
Депутаты также ввели Натали Смыр и Батала Айба в национальный банковский совет, Каху Пертая – в квалификационную коллегию судей, а Лашу Ашуба – в квалификационную комиссию при палате адвокатов республики.
Была учреждена временная депутатская комиссия по контролю ситуации с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Депутаты рассмотрели также постановление о создании еще двух комиссий: по сотрудничеству парламента Абхазии с Советом Федерации России и сотрудничеству с Госдумой России. Согласно предложенному варианту постановления, в обе комиссии входят одни и те же депутаты, что не удовлетворило некоторых парламентариев. В частности, Батал Табагуа сказал:
«Пусть комиссии возглавляет один депутат. С этим я согласен. Но остальные члены комиссии не должны входить в обе комиссии одновременно. Пусть туда войдут молодые депутаты. Они будут набираться опыта».
Но Валерий Кварчия возразил: поездки большего количества депутатов слишком накладны для бюджета.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия