«Роснефть» в Южной Осетии: в чем интересы сторон?

Эксперты задаются вопросом, зачем Игорю Сечину и «Роснефти» создавать свои предприятия в Южной Осетии

«Роснефть» построит в Южной Осетии сеть заправочных станций. Предварительная договоренность об этом была достигнута сегодня в Сочи в ходе встречи Анатолия Бибилова с главой нефтяной компании Игорем Сечиным. По информации пресс-службы югоосетинского президента, встреча прошла в рамках реализации достигнутых ранее договоренностей с президентом России Владимиром Путиным.

Вслушайтесь. Анатолий Бибилов сначала договаривается с Владимиром Путиным, а затем встречается с Игорем Сечиным, чтобы построить на территории маленькой республики несколько заправок. Согласитесь, есть какое-то гротескное несоответствие между ценой вопроса и уровнем, на котором обсуждалась эта тема и принимались решения.

По словам российского политолога Владимира Новикова, непонятно также, в чем здесь может состоять экономический интерес для «Роснефти»:

Your browser doesn’t support HTML5

«Роснефть» в Южной Осетии: в чем интересы сторон?

«Непонятно, зачем Игорю Сечину и «Роснефти» создавать свои предприятия в Южной Осетии, потому что, в отличие от Абхазии, где у Роснефти есть дочернее предприятие, есть участки, которые считаются нефтеносными или потенциально нефтеносными, в Южной Осетии мы ничего подобного не слышали. Хотя, может быть, мы чего-то и не знаем. Если мы говорим о другой стороне бизнеса «Роснефти», грубо говоря, о заправках, то опять-таки резоны сомнительны – там слишком маленький рынок, население всего 50 тысяч человек. В той же Абхазии, для сравнения, население 200 тысяч человек. Т.е. непонятно, в чем интерес «Роснефти». Понятно, что эта встреча сыграет на имидж Анатолия Бибилова. Все видят, что он встретился со значимым государственным деятелем, отвечающим за очень серьезную компанию».

По мнению Владимира Новикова, вне зависимости от истинных целей этой сделки, она явно была использована для пиара Антолия Бибилова. Позволю себе не согласиться с политологом: по подаче материала – это не пиар, а медвежья услуга. Одно дело, например, когда бабушка во время телемоста с Путиным просит президента построить в ее микрорайоне детскую площадку. Бабушка вызывает сочувствие, ей хочется помочь. А вот если на место бабушки поставить, например, мэра этого города, то возникает совершенно другое впечатление – о неадекватности чиновника. Из этой новости следует, что, дескать, президент не может решить самостоятельно проблему ввоза в республику контрафактного бензина, поэтому за него эту проблему вынуждены решать В. Путин и И. Сечин. Скверный пиар.

И все-таки в чем смысл этой договоренности? В чем интересы сторон? За разъяснениями я обратился к российскому экономисту, сотруднику Института экономики РАН Александру Караваеву:

«Первое, что приходит в голову, – это может быть канал дополнительного финансирования республики. Причем с пониманием того, что, допустим, затраты на строительство заправок и сопутствующей инфраструктуры будут завышены и будут распределены между, скажем так, достойными людьми. То есть это дополнительный источник не только для бюджета республики, но и республиканской элиты. Это первое, что приходит в голову.

– Это производит впечатление какой-то серой схемы?

– Она не то чтобы серая. Это такие благие намерения. Понимаете, в чем дело. Если мы, например, говорим о каких-то очень дорогостоящих объектах в монархиях Персидского залива, то мы воспринимаем их как норму. Хотя эти траты тоже не обоснованы, они как бы для имиджа. В нашем случае это тоже необоснованные вложения «Роснефти», но они необходимы просто потому, что такая сеть нужна, и почему бы не использовать «Роснефть» как донора для развития Южной Осетии.

– Почему эта сеть нужна? Что эти заправки дадут республике, кроме разорения югоосетинских бизнесменов, которые работают в этой сфере?

– Заправки, на которых будут туалеты, магазины и какие-то сопутствующие услуги, повысят привлекательность Южной Осетии в туристическом плане. Корреляция между этими двумя моментами существует – это абсолютно точно.

– Если развивать эту тему, – вкупе с капитальным ремонтом Транскама это еще один шаг к перспективе транзита?

– Абсолютно точно. Это как бы подготовка автомобильно-дорожной инфраструктуры для того, чтобы запустить поток транзита через Грузию».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия