– В абхазских торговых точках появились алкогольные напитки с изображением Сталина, его статуэтки. Как вы к этому относитесь?
Анна: Я к нему не с большим уважением отношусь, но если есть люди, ветераны, которые до сих пор его боготворят, – пусть, ради бога. Но я не думаю, что именно они сейчас пьют эту водку.
Леона: Я считаю, что это неправильно. В любом случае, человек – политический деятель, не считаю правильным на напитках его фотографии указывать.
Асида Тапагуа: Сталин – диктатор, и это даже не обсуждается. Столько крови и несчастья на нем, если люди могут себе позволить это продавать, а другие покупать, то не знаю, мне кажется, что это дело их совести. Слишком быстро все забылось. То, что мы забываем, к сожалению, потом повторяется.
Светлана Ильинична: К Сталину у меня двойственное отношение… но при чем Сталин и алкогольный напиток? Насколько я знаю, он алкоголиком не был. Пил только зеленое вино. Я вообще к этой кандидатуре отношусь очень спокойно и лояльно.
Your browser doesn’t support HTML5
Мария Анкваб: Наверное, все-таки отрицательно, потому что они столько всего напортачили. И 1937-й год, и все прочее. Сейчас, видите, памятники восстанавливают. Нам, конечно, это невыгодно. Мы очень пострадали. В 1937 году мой дядя тоже без вести пропал, Эбжноу был, оратор. Очень многие пострадали, и в войну пострадали, и в 1937 году пострадали.
Даур: Почему бы и нет. История, с одной стороны, конечно, он много чего сделал для победы, для Советского Союза. Ну, и за Сталина тоже шли вперед, и солдатские сто грамм. Даже наши бойцы, абхазы, сколько было их. Я его, знаете, за что уважаю, за то, что он одержал Великую Победу.
Лариса: Я считаю, что это должно быть запрещено, потому что это связано с политикой, с тем периодом, когда были гонения, абхазский язык был запрещен при его правлении. И, вообще, я считаю, что контролирующие органы должны работать лучше, они должны проверять, есть ли разрешение на такие этикетки, на такие товары народного потребления, или нет.
Асида Ломия, председатель Детского фонда Абхазии: Органы, которые должны следить за такими вещами, должны расследовать, каким образом эти статуэтки или же это вино оказывается здесь, в Абхазии. Фактически люди не понимают, что этим его память увековечивается. Вместо того чтобы увековечить память тех, кто погиб в сталинские годы и репрессирован. Я никогда не думала, что в моей родной Абхазии, после всего того, что люди знают правду о том, что происходило в сталинский период, вплоть до закрытия абхазских школ, уничтожения абхазского языка, грузинизации абхазского народа… какое было переселение из Западной Грузии сюда. И это все было в сталинско-бериевский период. Потом на нас все это отразилось – на нашей жизни, на нашем развитии, и оттолкнуло нас на много лет назад.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия