«Амцахара» дала власти 10 дней

Участвующий в работе съезда «Амцахара» экс-президент Абхазии Александр Анкваб тоже высказал приверженность конституционным методам политической борьбы

Очередной съезд оппозиционной партии «Амцахара», состоявшийся сегодня в столице Абхазии, не призывал на сей раз к всенародному сходу, референдуму о досрочных президентских выборах, добровольной отставке президента. Он решил начать подготовку к предстоящим в 2019 году очередным президентским выборам.

Сегодня в конференц-зале гостиницы «Интер-Сухум» состоялся очередной, 9-й съезд политической партии «Амцахара», посвященный общественно-политической и криминогенной ситуации в стране.

Но сперва – маленькая преамбула. Когда вчера на одном из абхазских сайтов появилось сообщение о предстоящем съезде оппозиционной партии, какой-то недовольный комментатор написал: «Опять операция «АНТИТУРИСТ». В смысле: ну вот, как только начинается курортный сезон, мы отпугиваем гостей республики своими внутриполитическими разборками. На форумчанина тут же накинулись оппоненты: что, мол, за чушь; съезд очередной, его нужно проводить согласно уставу, никто не призывал к массовым беспорядкам, а у таких защитников спокойствия власти круглогодично находятся «аргументы против» – осенью сбор урожая, зимой Новый год, весной пахота...

Your browser doesn’t support HTML5

«Амцахара» дала власти 10 дней

Забегая вперед, скажу, что на съезде не звучало радикальных призывов и не было принято решений, способных сорвать нынешний, с таким трудом набирающий обороты летний курортный сезон.

Но оценки деятельности власти, как нетрудно было предположить, звучали резко критичные. Председатель партии Алхас Квициния в докладе, в частности, сказал:

«Очередной съезд партии «Амцахара» проходит на фоне ежедневно в буквальном смысле ухудшающейся обстановки в республике. И это происходит во всех ее сферах. Что ни день, на наших граждан обрушивается очередная новость об убийстве, самосуде, грабежах и прочем, омрачающем и без того тяжелую социальную ситуацию в стране. Порой эти новости напоминают сообщения с линии фронта... Когда государство демонстрирует абсолютное бессилие, а иногда покрывает преступников по родственно-клановым соображениям, когда чиновники проявляют некомпетентность, люди, естественно, теряют веру в справедливость, в неизбежность наказания виновных».

Причинами такого положения дел, продолжил Квициния, являются бесконечная кадровая чехарда в правоохранительной системе; слабая техническая и материальная оснащенность правоохранительных органов; некомпетентность некоторых сотрудников; отсутствие должной поддержки и защиты сотрудников правоохранительных органов со стороны государства; отсутствие внятной политики реформирования правоохранительной системы в целом. Еще одной причиной сложной криминогенной ситуации в республике является нежелание граждан взаимодействовать по тем или иным вопросам с правоохранительными органами.

Было упомянуто и о том, как в 2015 году Рауль Хаджимба давал правоохранителям 10 дней на раскрытие дерзкого ограбления банка в Гагре, но результатов нет и по сей день. Подобные сроки назначались и в других случаях.

Докладчик обратил внимание делегатов съезда на противоречия в заявлениях Рауля Хаджимба в его бытность лидером оппозиции и сейчас – на посту президента. По словам Квициния, будучи в оппозиции, нынешний президент называл российскую финансовую помощь «финансовой иглой», «иждивенчеством», «попрошайничеством», а сегодня он говорит, что помощь России – это единственный «золотовалютный запас Абхазии»

Вместо того чтобы выполнить хотя бы частично свои предвыборные обещания, нынешние власти, по словам Квициния, могут похвастаться такими «достижениями», как регулярные сбои в выплате зарплат бюджетникам, пенсионных выплат, паралич предпринимательской деятельности, неэффективную налоговую политику, взрыв криминогенной обстановки, самовольный захват земельных участков в особо охраняемых территориях и незаконное строительство там.

Немало проблем и с исполнением республиканского бюджета, параметры которого изменяются несколько раз в течение года.

Что касается соглашения о стабилизации ситуации в республике, которое подписали оппозиция и власть в результате декабрьской акции протеста в Сухуме в прошлом году, то оно вызвало неоднозначную дискуссию не только среди граждан, но и в самом Блоке оппозиционных сил. Принимая этот документ, сказал Квициния, мы исходили из необходимости нормализации ситуации, крайне напряженной. Некоторые наши друзья тогда выражали сомнения в том, что власть действительно проявила конструктивность и готова к сотрудничеству. Сегодня мы убедились, что такие сомнения были оправданы. Я думаю, что коллеги по партии и всему блоку с пониманием отнесутся к нашему терпению в режиме ожидания. Но в то же время чувствую, что это соглашение очень скоро прекратит свое существование...

«Амцахара» выражает надежду на то, что новый состав парламента использует все свои полномочия для решения огромного числа накопившихся проблем, а также создаст площадку для обсуждения проблем с общественными и политическими силами страны, чтобы прийти к общему знаменателю.

«Амцахара» намерена в ближайшее время внести поправки в проект программы партии, в котором отражено ее видение реформ и путей социально-экономического развития страны, и принять его окончательно. Партия «Амцахара» также считает, сказал докладчик, необходимым «направить внутрипартийную работу в сотрудничестве с Блоком оппозиционных сил на предстоящие президентские выборы.

Делегаты съезда неоднократно прерывали аплодисментами выступления участников прений – депутатов парламента Абхазии Рауля Лолуа, Дмитрия Дбара, председателя партии «Единая Абхазия» Сергея Шамба. Правда, судя по ряду реплик из зала, некоторые делегаты съезда помнят его позицию после событий 27 мая 2014 года. Но Сергей Миронович в выступлении подчеркнул, что он всегда был лишь за конституционные методы смены власти, не входил в Координационный совет политических партий и движений, а к политическим процессам три года назад подключился для участия в общественной стабилизации в стране.

Сопредседатель Блока оппозиционных сил, парламентарий Аслан Бжания подверг критическому анализу выполнение российско-абхазского соглашения, принятого в ноябре 2014 года, и инвестиционной программы. Он также отметил, что в 2014 году в российской политической элите нашлись силы, которые преподнесли высшему руководству РФ тогдашнюю смену власти как нечто допустимое, но последующее развитие событий убедило там всех, что это была ошибка. Поэтому на попустительство повторению такого сценария Москва уже не пойдет, сказал Бжания, обращаясь, по-видимому, к радикалам в оппозиции.

Зал стоя приветствовал выход к трибуне экс-президента Абхазии, парламентария Александра Анкваба. Он тоже высказал приверженность только конституционным методам политической борьбы. В частности, заговорив о разных категориях и группах крайне недовольных жизнью граждан, он сказал:

«В такие времена всегда находятся силы, не отягощенные принципами, но готовые в своих интересах всегда использовать негативные настроения, вполне справедливые обиды и претензии. Это дает возможность проникнуть во власть случайным людям, тем, кто никогда не оказался бы в структурах государственного управления при нормальных обстоятельствах. Именно так было после мая 2014 года. Тогда возникает закономерный вопрос: можно ли с учетом этого опыта повторить события? И тут для меня есть один ответ: нет! Бесконечные потрясения способны вызвать привыкание. Повторюсь: спровоцировать эффект бумеранга. А это чрезвычайно пагубно».

Александр Анкваб также сказал:

«Уважаемые соратники, пользуясь случаем, должен развеять один из мифов. Он связан с якобы моим влиянием из Москвы на общественно-политические процессы в нашей стране. Не знаю, огорчу тем самым или обрадую кого-либо, но должен его опровергнуть. Я никогда не участвую в политических процессах издалека, дистанционно. Мой принцип заключается в том, что активная роль возможна, но только находясь на месте. Это первое. Не считал целесообразным проведение референдума о доверии власти, как и организацию в декабре 2016 года акции протеста оппозиции. По многим причинам. Народные сходы в Абхазии не проводились в связи с внутриполитическими разногласиями, а только по судьбоносным вопросам. Не было народного схода ни в мае 2014 года, ни в декабре 2016-го. Смысл и значение терминов, то есть дефиниций, надо все же знать. Это второе. Неоправданно, по моему мнению, и заключение декабрьского соглашения с властями о делегировании представителей оппозиции в структуры органов государственной и судебной власти, прокуратуры и ЦИК. Это выглядело внешне как торговля должностями. А некоторые случившиеся после этого, скажу мягко, споры и конфликты – тому подтверждение. Разумным тогда, на мой взгляд, был бы отказ от этого и продолжение законной оппозиционной деятельности. Это третье».

Алхас Квициния из-за стола президиума съезда счел необходимым ответить на некоторые замечания экс-президента. Он пояснил, что идея проведения в 2016 году референдума о доверии президенту, несмотря на все сомнения в достижении поставленной оппозиционерами цели, созрела как альтернатива более радикальным предложениям, как форма политической борьбы, предусмотренная Конституцией. А соглашение 19 декабря 2016 года было необходимо прежде всего для того, чтобы уйти от возможного столкновения масс людей, которое могло привести к весьма тяжелым последствиям.

В резолюции съезда, которую зачитал его делегат Алхас Чолокуа, была охарактеризована ситуация в стране и приято несколько пунктов. Среди них такой:

«Призвать парламент подойти ответственно к вопросу сохранения стабильности в обществе и принятию взвешенных решений, в частности, по пунктам соглашения от 19 декабря 2016 года, гарантом исполнения которого является парламент. В случае неисполнения пунктов указанного соглашения по утверждению членов Конституционного суда и членов Центральной избирательной комиссии в течение 10 дней оставить за собой право одностороннего выхода из соглашения со всеми вытекающими последствиями».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия