Этой ночью в Тбилиси горел рынок Элиава. Согласно данным МВД, пострадали четыре человека, среди них один пожарный. Их жизни ничего не угрожает. Причины возникновения огня должно установить следствие. Впрочем, сами торговцы выдвигают в основном две версии. По одной из них виной всему старая негодная электропроводка, а согласно второй – пожар был устроен специально, для того чтобы освободить территорию рынка.
Рынок Элиава объединяет несколько секторов: там можно найти все, что связано с ремонтом и стройкой, – от бетонных блоков и цемента до гвоздей. При этом внушительную часть торговой территории занимают мастерские и магазины, где продают автомобильные запчасти. Именно там, как рассказывают очевидцы, начался пожар этой ночью. Огонь быстро перекинулся на соседние строения, и в конечном счете сгорела территория размером около 2300 квадратных метров. Пострадавшие торговцы говорят о разных версиях произошедшего:
«Проводка была старая, в очень плохом состоянии. Кроме того, никакой противопожарной системы в зданиях не установлено. Не исключено, что и специально подожгли. Шли разговоры о том, чтобы перенести рынок отсюда».
Your browser doesn’t support HTML5
«Специально, а как еще?! Два часа не могли потушить».
«Вот если приедут сюда бульдозеры, разрушат все, а потом на этом месте построят что-то другое, – значит, подожгли специально».
В свою очередь в столичной мэрии утверждают, что информация о том, что пожарные выехали на место с опозданием или специально не потушили пожар вовремя, – ложная. На месте побывали представители и власти, и оппозиции. Оппозиционеры обращали внимание на то, что пожары с подозрительной частотой возникают на тех объектах и рынках, которые планируется перенести. В мэрии же призывают не использовать эмоции пострадавших для достижения политических целей и дождаться итогов расследования. Те, чья продукция была застрахована, получат компенсацию от страховых компаний, что будет с остальными – пока неизвестно. Говорит вице-мэр столицы Лаша Абашидзе:
«Для начала мы должны оценить положение. Как я мог увидеть сам вчера, есть, к счастью, магазины, которые пожар не затронул, товары остались целы. Что касается тех владельцев, которые лишились товара, мы планируем встретиться с ними, выслушать их и совместно спланировать дальнейшие действия».
Пожар на рынке Элиава – не первый за последние годы на торговых объектах города. В январе сгорел «Детский мир», в апреле 2016 года произошел пожар на рынке в Лило, еще два пожара на рынках были в 2015-м. Таких случаев действительно много, говорит Лина Гвинианидзе, юрист Центра по исследованию и мониторингу прав человека. При этом государство еще ни разу не смогло дать однозначных ответов на вопросы, которые из раза в раз возникают после аналогичных инцидентов.
В то же время череда пожаров не заставила изменить подход власти и к политике пожарной безопасности. На сегодняшний день за ее соблюдением в общественных местах должно следить Агентство по управлению чрезвычайными ситуациями, функционирующее при МВД, говорит юрист, но, судя по нынешнему положению, есть обоснованные сомнения относительно эффективности его деятельности. На вопросы «Эха Кавказа» в этом ведомстве сегодня так и не ответили.
По словам Гвинианидзе, не менее важно и то, как действует власть, когда форс-мажорная ситуация уже произошла. У государства нет единой прозрачной системы выплаты компенсаций, и оно реагирует на такие случаи, руководствуясь определенными политическими мотивами:
«Государство полностью переносит ответственность на самих пострадавших. Единственное, что оно может сделать, – это выплатить индивидуальные компенсации, о справедливости и адекватности никто ничего сказать не может. Это единичные сделки, которые не являются системой. Да и те пострадавшие добиваются месяцами, при поддержке определенных групп. Государство берет на себя ответственность только под давлением общественности».
По словам Гвинианидзе, есть вероятность, что в этот раз пострадавшим немного повезет. Вопрос выплаты компенсаций может решиться для них положительно ввиду предстоящих выборов мэра в Тбилиси.