Новый председатель Тбилисского городского суда и новая волна недовольства. Гражданский сектор и некоторые члены Высшего совета юстиции считают, что сегодняшнее назначение лишь усилит недоверие общества к судебной системе.
Тринадцать – «за», двое – «против». Председателем Тбилисского городского суда избран Васил Мшвениерадзе. Он также возглавит Палату по административным делам. Голосование состоялось сегодня в ходе первого заседания обновленного Высшего совета юстиции. Кандидатуру Мшвениерадзе предложил новый секретарь совета Георгий Микаутадзе, до конца прошлого месяца возглавлявший Тбилисский городской суд. Комментируя свое избрание, Васил Мшвениерадзе был предельно краток:
«Председатель избран. В данном случае – это я. Что касается планов на будущее, детально о них я извещу вас позже».
Впрочем, недовольных интересуют не столько планы новоизбранного председателя Тбилисского городского суда, сколько процедурные нюансы, приведшие к его избранию. Член Высшего совета юстиции Нази Джанезашвили, проголосовавшая против кандидатуры Мшвениерадзе, считает, что судьи должны не назначаться в качестве преемников, что фактически произошло сегодня, а выбираться на основе конкурса:
Your browser doesn’t support HTML5
«Я уверена, что в Тбилисском городском суде есть ресурс для того, чтобы мы делали выбор между несколькими кандидатами. Поэтому я не поддержала сегодняшний процесс (избрания председателя Тбилисского городского суда). Я решила отстраниться от этого процесса. В данном случае минимальным стандартом было бы объявление конкурса, информация о котором была бы у всех судей, чтобы они могли внести свои заявки на участие в этом конкурсе. Не знаю, было ли это согласовано заранее (кандидатура Мшвениерадзе). Для меня это не имеет значения. Для меня важно, каким образом должен принимать решения Высший совет юстиции. По моему мнению, это решение не выдерживает никакой критики».
В гражданском секторе и вовсе считают, что председателей судов должны избирать сами судьи. Представители неправительственных организаций призывают Высший совет юстиции принять решение, которое позволит изменить систему, без чего говорить о независимости суда невозможно. По словам представителя Института развития свободы информации (IDFI) Георгия Берая, нынешний состав Высшего совета юстиции практически копирует тот подход, за который НПО жестко критиковали их предшественников:
«Процесс не был прозрачным. Не было видно, что процесс протекал в конкурентоспособной среде и что у всех судей была возможность назвать свою кандидатуру на позицию председателя городского суда. Конечно же, все было согласовано заранее. Соглашения, заключенные за закрытыми дверями, всегда были большой проблемой этого совета (Высший совет юстиции). И если так продолжится и при новом составе, это будет очень плохо. И фактически нельзя будет выйти из глубокого кризиса, который существует сегодня в отношении общества к судебной системе и Высшему совету юстиции».
В том, что Высший совет юстиции поспешил с назначением Мшвениерадзе, согласна и представитель организации «Международная прозрачность – Грузия» Олико Шермадини:
«Мы видели, что новый секретарь совета выдвинул единственную кандидатуру, которая определенно была согласована между большинством членов совета заранее. Не был объявлен предварительный конкурс. Не создавалось никакой конкурентоспособной среды. Не была предоставлена даже биографическая справка о данном кандидате. И в таких условиях было проведено голосование. В судебной системе не случилось бы ничего страшного, если бы на несколько месяцев кого-нибудь назначили исполняющим обязанности председателя (Тбилисского городского суда). Мы знаем, что такое не раз случалось в прошлом, и эту практику можно было использовать и сейчас».
Впрочем, на практику указывают и сторонники избрания Васила Мшвениерадзе. По словам члена Высшего совета юстиции Дмитрия Гвритишвили, он не понимает, что не нравится противникам сегодняшнего решения:
«Напомню, что в прошлом председатели назначались именно тем способом, которым мы руководствовались сегодня. И серьезных претензий никогда не высказывалось. Предварительного соглашения (о выдвижении кандидатуры Мшвениерадзе) не было. Этот кандидат был представлен секретарем совета Георгием Микаутадзе. Члены совета, особенно судьи, знакомы с господином Мшвениерадзе много лет, мы уверены в его компетенции».
Васил Мшвениерадзе, действительно, многим членам Высшего совета юстиции знаком – на протяжении ряда лет он работал судьей в различных районных судах. В том числе и председателем. Также у него есть опыт работы прокурором. Но критики сегодняшнего назначения указывают не на профпригодность или непригодность судьи Мшвениерадзе, а на непрозрачность процесса распределения ключевых постов в судебной системе Грузии.