Позавчера агентство «Апсныпресс» опубликовало текст о том, что Координационный совет русских общин российских соотечественников в Республике Абхазия распространил сообщение, подписанное Игорем Лищенко, председателем КСРОРСРА (пусть вас не пугает столь труднопроизносимая аббревиатура, но не я ее составлял).
В сообщении, в частности, говорится: «КСРОРСРА направил организациям российских соотечественников Проект Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии». Именно так, разумеется, даже слово «проект» с большой буквы. А соглашение намечается подписать между КСРОРСРА и общественными организациями российских соотечественников в Абхазии. И планируется это сделать 27 июля в Доме Москвы в Сухуме. При этом «на подписание приглашаются представители организаций соотечественников, заинтересованных во взаимном сотрудничестве и консолидации движения российских соотечественников».
Не будем сейчас зацикливаться на вопросе, бывает ли сотрудничество не взаимным, ибо это все мелочи. Главная логическая нестыковка, мысль о которой наверняка придет в голову непосвященному в предысторию, заключается в следующем: если любой координационный совет бывает создан для того, чтобы координировать действия между разными организациями со схожими целями и задачами, в данном случае – организациями российских соотечественников, то зачем еще и какое-то соглашение подписывать между ним и теми же организациями? Что за чепуховина?
Your browser doesn’t support HTML5
Что ж, не обойтись без краткого изложения этой самой предыстории. В Абхазии уже лет двадцать наблюдается сосуществование около двух десятков порой не только соперничающих, но и враждующих между собой общественных организаций российских соотечественников. По инициативе МИДа России в странах проживания соотечественников РФ с определенных пор стали повсеместно проводиться их так называемые страновые конференции. Но когда на первой такой конференции в Абхазии был избран Координационный совет, ряд этих общественных организаций посчитал, что он создавался по принципу деления на «своих» и «чужих». В ноябре 2014 года в Абхазии состоялась третья и, хотя они должны проводиться ежегодно, последняя на сегодняшний момент страновая конференция. Причем на ней разгорелись страсти из-за того, что организаторы никак не хотели включать в список кандидатов в члены Совета представителей тех организаций, которые в КС не приняты. (Хотя заявления их о приеме были поданы за полгода до этого.) Как выход из ситуации посол РФ в Абхазии Семен Григорьев предложил проголосовать за предложенный список, а потом создать рабочую группу по приему новых организаций и расширению Совета. Как вы догадываетесь, сейчас, спустя более двух с половиной лет, «воз и ныне там».
И вот 3 марта сего года в Сухуме прошла совместная конференция двух общественных организаций республики – Конгресса русских общин и Союза «Русское содружество», на которой их руководители – кавалер ордена Леона, депутат абхазского парламента второго и третьего созывов Геннадий Никитченко и Владимир Попов подписали соглашение об объединении. В объединенной организации они стали сопредседателями и обратились с призывом к другим организациям присоединяться к ним, ибо считали, что КС, все сроки переизбрания которого давно вышли, потерял легитимность.
Но, как видим, КС посчитал, что объединяться нужно именно под его началом, что и отражено в его сообщении от 4 июля. А в промежутке между двумя этими событиями произошло еще одно: 24 мая президент Абхазии Рауль Хаджимба встретился с представителями русских общин в республике. На этой закрытой для СМИ встрече он подчеркнул, что многочисленным организациям русских общин нужно продолжить работу по объединению. Необходимо сесть всем вместе и безо всяких упреков друг другу начать диалог об объединении. Посол РФ в Абхазии Семен Григорьев отметил, что в первую очередь требуется провести «инвентаризацию» всех организаций для понимания их численности. После этого необходимо начать подготовку конференции по их объединению».
Но никакой «инвентаризации», уверен Владимир Попов, проведено не было. Он сегодня показал мне копию своего совместного с Никитченко письма президенту Абхазии. В нем авторы письма называют своих оппонентов «назначенцами» и утверждают, что в реальности за теми не стоит никаких действующих организаций. Но, благодаря, мол, этим существующим на бумаге организациям, оппоненты обеспечивают себе место «у кормушки», получая помощь, которую Россия выделяет для поддержки соотечественников за рубежом, принимая участие в различных мероприятиях за пределами Абхазии, расходы за что несет принимающая сторона. А сообщение КСРОРСРА от 4 июля он назвал «провокационным». В ответ на мой вопрос, в чем же его провокационность, Попов сказал:
«Когда в течение последних лет я призываю уважаемых господ из так называемого Координационного совета, который уже почти три года не проводит никаких ни мероприятий, ни отчетов, ни самой конференции ежегодной, я их призываю к тому, чтобы они «легализовали» себя через отчетные собрания, людей позвали... Кого они представляют, кто их вывел на позиции, что они являются руководителями организаций с такими громкими названиями? Тогда я мог бы с ними объединиться, но... Люди мои обеспокоены. Люди эти – члены многих общественных организаций, которых не допускают ни в Координационный совет, ни для общения с «Россотрудничеством». Это Гальская организация «Русского содружества», Очамчырская… В Очамчыре есть детский досуговый центр, который не признает никоим образом никто. В Гулрыпше есть организация «Русского содружества», в Сухуме... Мою организацию не признают. И я вышел из КС в знак протеста больше двух лет назад».
Ну, и что теперь будет, пойдет ли Попов 27 июля в Дом Москвы? На этот мой вопрос он ответил так:
«Я пришлю своих представителей с документом, с заявлением о несогласии с такой постановкой вопроса.
– А Никитченко?
– То же самое. Мы уже обсудили. Мы узнали об этом сообщении из прессы, из интернета. Нам никто ничего не говорил».
То есть, похоже, что авторы сообщения решили «выполнить поручение президента об объединении», как говорится, не мудрствуя лукаво, а в случае чего сослаться: «протянутая рука повисла в воздухе». И у меня такое ощущение, что, если за оставшиеся до намеченной даты три недели не произойдет ничего экстраординарного, разговоры про объединение русских общественных организаций в Абхазии так в очередной раз и останутся разговорами.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия