Правозащитники и близкие гражданина Турции Мустафы Эмре Чабука ждут реакции грузинских властей на призыв парламентария Ребекки Хармс. Накануне, после встречи в Глданской тюрьме с Чабуком, она заявила о невозможности допущения его передачи турецкой стороне. Турецкие власти обвиняют его в связях с движением Фетхуллы Гюлена. С именем последнего Анкара связывает провалившуюся год назад попытку госпереворота.
«Это не дежурные слова, а обращение, напрямую обязывающее правительство Грузии», – делится своим мнением о высказываниях европарламентария Ребекки Хармс Вахтанг Квижинадзе. Он – адвокат гражданина Турции Мустафы Эмре Чабука. Накануне Ребекка Хармс после встречи с Чабуком, находящимся в предварительном заключении в связи с процедурами по экстрадиции, провела пресс-конференцию, она проходила в одной из тбилисских школ, где Эмре Чабук преподавал последние годы. Турецкие власти обвиняют его в связях с их оппонентом Фетхуллой Гюленом. «Быть учителем – не преступление», – заявила Ребекка Хармс и сообщила журналистам, что она интенсивно работает над тем, чтобы Эмре Чабук не оказался в руках турецких властей.
«Страны ЕС и правительство Грузии должны сообща отказаться от экстрадиции людей, на возвращении которых настаивает Турция. Господин Чабук и его семья, будет это в ЕС или в Грузии, должны получить политическое убежище», – заявила Ребекка Хармс.
Your browser doesn’t support HTML5
Хармс, которая участвовала в 14-й международной конференции «Европейский путь Грузии» в Батуми, приехала в Тбилиси для встреч с представителями грузинских властей. Она заступилась за еще одного «иностранца» – гражданина Азербайджана, оппозиционного журналиста Афгана Мухтарлы. По утверждению жены Мухтарлы, ее муж в конце мая был похищен в центре Тбилиси и передан азербайджанской стороне. (Сейчас он находится в бакинской тюрьме по обвинению в незаконном пересечении границы.) По мнению Ребекки Хармс, оставшейся в Тбилиси семье Мухтарлы должны предоставить статус пострадавшей.
Ее слова вселили оптимизм правозащитникам. Адвокат Чабука Вахтанг Квижинадзе убежден, что в первую очередь ее слова были адресованы правительству Грузии, хотя европейский депутат говорила и о странах ЕС:
«Здесь возбуждено дело об экстрадиции. За Грузией – решающее слово, Чабук находится в грузинской пенитенциарной системе. Да, любая страна, член ООН, в случае обращения Чабука, может предоставить ему политическое убежище. Но это решение не может войти в силу, если Грузия не освободит этого человека».
Защита и вместе с ней правозащитные НПО в ожидании начала судебного процесса, на котором рассмотрят законность решения Министерства по вопросам беженцев отказать Чабуку и его семье в предоставлении статуса беженца.
Главный юрист грузинского филиала Transparency International Теона Закарашвили, чья организация также выступает против передачи Чабука турецкой стороне, надеется, что позиция Ребекки Хармс будет содействовать тому, чтобы грузинское правосудие решило вопрос в пользу гражданина Турции, то есть по справедливости и верховенству закона:
«Решение грузинских властей недостаточно аргументировано, вопрос Эмре Чабука не был рассмотрен, оценен конкретно. Непонятно, на чем основывались грузинские власти, когда заверяли, что в тюрьмах Турции уже не пытают. За день до этого в принятой Европарламентом резолюции прямо говорится об этом. И вот сейчас Ребекка Хармс прямо указывает на то, что, если Чабук будет передан турецкой стороне, он там подвергнется пыткам и нечеловеческому обращению».
Когда суд приступит к рассмотрению иска гражданина Турции, пока не известно. Что касается реакции властей на рекомендации европарламентария Ребекки Хармс, то пока никаких публичных и официальных заявлений сделано не было.