Особое место среди множества красивых зданий, построенных в Сухуме на рубеже XIX-XX веков, занимают культовые сооружения. Сегодня мы расскажем о двух храмах, внесенных в реестр памятников архитектурного наследия Республики Абхазия.
Сухум не был бы тем городом, который знаком его жителям сегодня, если бы не то многообразие культур и религий, которые здесь сплетаются в одно живое и яркое полотно уже больше сотни лет. Этот город всегда пестрил языками и традициями, что можно с легкостью заметить в архитектуре.
В начале ХХ века с отрывом всего в пару лет на Воронцовско-Дашковской улице (ныне это Абазинская улица) выросли две небольшие церкви. В 1908 году Сухумское римско-католическое общество построило здание костела, а в 1913 году в нескольких метрах от него Сухумское общество лютеран выстроило кирху.
Тогда это была окраина города, сегодня – обе церкви находятся в самом его центре и привлекают внимание туристов.
Your browser doesn’t support HTML5
В конце XIX и в начале XX века у сухумских католиков и лютеран не было специально отведенного места для собраний. Поэтому они проводили богослужения в частных домах, несмотря на то, что численность их была достаточно большая. Основную часть Римско-католического общества составляло польское население, насчитывавшее порядка тысячи человек. Основную же часть лютеран Сухума составляли немцы и эстонцы, которых было около 400 и 600 человек соответственно.
Об истории лютеранской церкви в Абхазии рассказал настоятель прихода святого апостола Иоанна Михаил Шлегельмильх: «Западное христианство на Кавказе представлено меньшинствами. Приход небольшой. Это где-то около полтора десятка семей. Совершенно разного происхождения, конечно, часть – с немецкими корнями и, собственно, с немецкой традицией. Здание построено в 1913 году. Потом, к сожалению, приходит время запустения. Это советский период. В нашем и соседнем зданиях располагался государственный архив. В конце 1990-х годов пошло возрождение из Прибалтики, ну и, соответственно, в рамках этой большой структуры лютеранской церкви на постсоветском пространстве, которая объединяла с самого начала и Украину, и Молдову, и Казахстан, и Узбекистан, а также Южный Кавказ. И возрождение связано с именем епископа Герта Хумеля. Первого епископа возрожденной лютеранской церкви Южного Кавказа. Также при помощи его связей и в научном мире, и в культурном были собраны пожертвования в Германии на реставрацию этой церкви».
Сегодня костел и кирху разделяют разные церковные традиции, но, несмотря на это, их и многое связывает. Так, например, у церквей общий кантор – руководитель церковного хора, без которого не состоялось бы ни католическое, ни лютеранское богослужение.
Михаил Шлегельмильх рассказал о совместной с католической церковью деятельности: «Наши два здания практически вместе построились, с промежутком в четыре года. Примерно в одно время богослужебная практика возобновилась и там и здесь в конце 1990-х. Соседство мы не планировали. Так просто случилось по воле Божьей. Приходы совместные воскресные богослужения не проводят, потому что у каждого своя жизнь. Но есть, в частности, уже довольно добрая традиция – это проведение экуменических молитв, которые объединяют представителей разных христианских конфессий. И обычно на такие молитвы отводится одна из последних недель января. Это раз. Есть также наш общий церковный сад-огород. Это тоже наша совместная территория, где мы можем что-то делать вместе».
Попадая на территорию двух церквей, которую отделяет от остального города решетчатый забор, чувствуешь спокойствие и даже какую-то размеренность. Здесь можно с легкостью представить, какой была жизнь маленького Сухума в начале XX века.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия