Близится к завершению расследование резонансного уголовного дела против сотрудников ингушского ЦПЭ, обвиняемых в пытках подозреваемых. Пока нет достоверной информации о сроках его завершения и месте, где будет проходить судебный процесс, но уже сейчас можно говорить о том, что это будет беспрецедентное судебное разбирательство.
Ряд информационных источников сообщили о завершении расследования резонансного уголовного дела против сотрудников ЦПЭ МВД по РИ. Так, по данным интернет-издания «Кавказский узел», обвиняемые в пытках сотрудники полиции в настоящее время знакомятся с материалами уголовного дела, а источник сайта «Кавказ. Реалии» утверждает, что дело будет рассматриваться гарнизонным военным судом в г. Нальчике. Процесс может начаться уже в конце июля или в начале августа текущего года.
Напомню, что 6 декабря 2016 года ФСБ арестовала начальника ингушского ЦПЭ (Центр по противодействию экстремизму) Тимура Хамхоева и его подчиненного Аслана Хамхоева. Пресс-служба СУ СК РФ по РИ сообщила о том, что задержанные подозревались в вымогательстве крупной суммы денег у гражданина Азербайджана. Однако, как показали дальнейшие события, обвинение в разбое было лишь поводом для взятия под стражу Хамхоева и некоторых его подчиненных. Менее чем через две недели Тимуру Хамхоеву предъявляют новое обвинение в рамках расследования уголовного дела по факту применения пыток к супругам Далиевым. 16 января 2017 года обвинение в причастности к этому преступлению предъявили еще одному сотруднику ЦПЭ, заместителю начальника этого ведомства Сергею Хандогину. История с пытками Далиевых наделала много шума. Супружескую пару заподозрили в причастности к ограблению банка. Для получения признательных показаний Магомеда и Марем Далиевых доставили в здание ЦПЭ, где подвергали пыткам. Не выдержав мучений, Магомед Далиев скончался. Глава республики Юунс-Бек Евкуров пообещал родственникам Далиевых взять ход расследования этого дела под свой личный контроль.
Your browser doesn’t support HTML5
До ареста руководящей верхушки ЦПЭ в причастности к пыткам подозревали только одного человека, старшего оперуполномоченного А. М. Бекова, а теперь в деле фигурируют пять бывших сотрудников ЦПЭ, а также бывший начальник ОМВД по Сунженскому району Магомед Беков. Как минимуму трое из них – Сергей Хандогин, Магомед Беков и Аслан Хамхоев – находятся под домашним арестом. Тимуру Хамхоеву срок содержания под стражей 4 июля продлили еще на два месяца.
Арест руководителя, как казалось ранее, неприкасаемого подразделения МВД, созданного специально для борьбы с терроризмом, является беспрецедентным случаем для Кавказа. Жалобы на превышения сотрудниками ингушского ЦПЭ должностных полномочий поступали и раньше, но они оставались либо без рассмотрения, либо по ним возбуждали формальные уголовные дела. Пока нет однозначного ответа на то, что послужило причиной для изменения ситуации в этом вопросе. Возможно, смерть Магомеда Далиева стала тем последним аргументом, после которого уже было невозможно закрывать глаза на вопиющие факты злоупотребления своим положением сотрудниками ЦПЭ. Как бы там ни было, но именно этот случай реанимировал одно старое уголовное дело, связанное с пытками жителя селения Экажева Магомеда Аушева, и способствовал возбуждению еще двух новых уголовных дел, также связанных с пытками подозреваемых, которые имели место в 2010 и в 2012 гг. Все эти дела в июне 2017 года объединили в одно общее уголовное дело и передали в республиканский следственный отдел СУ СК РФ по РИ.
По словам адвоката Томы Цечоевой, защищающей интересы Магомеда Аушева, у нее нет пока информации о том, что уголовное дело против сотрудников ЦПЭ завершено. «Насколько мне известно, осталось еще провести некоторые процессуальные действия, – говорит Цечоева, – а также нас должны ознакомить с результатами последней генетической экспертизы, а потом и с остальными материалами уголовного дела». Она сомневается в том, что судебный процесс состоится в ближайшие полтора месяца, но не исключает возможности рассмотрения уголовного дела гарнизонным военным судом, так как один из подозреваемых на момент совершения преступления являлся сотрудником ФСБ.
Еще один адвокат, Тимур Точиев, выступающий в качестве защитника Зелимхана Муцольгова, пострадавшего от действий сотрудников ЦПЭ в августе 2010 года, также не располагает информацией о завершении уголовного дела. По его словам, следствие только в конце августа планирует предоставить ему возможность ознакомиться с материалами уголовного дела, а после этого надо еще дожидаться утверждения обвинительного заключения прокуратурой. Точиев считает, что до тех пор, пока все заинтересованные лица в этом деле не получат возможность ознакомиться с результатами работы следственных органов и высказать свои замечания, рано подводить черту под следственными действиями и давать им какие-либо оценки.