ПРАГА---Минувшим днем президент Украины Петр Порошенко подписал указ о лишении украинского гражданства экс-президента Грузии Михаила Саакашвили. О политических мотивах интриги с лишением гражданства Михаила Саакашвили нам рассказал директор киевского Центра глобальных стратегий Вадим Карасев.
Вадим Дубнов: Почему президент (Петр) Порошенко пошел на лишение (Михаила) Саакашвили гражданства, зачем это ему надо и именно сейчас?
Вадим Карасев: Именно сейчас, потому что надо подготовиться к осеннему политическому сезону, который обещает быть очень турбулентным и бурным. Во-вторых, в связи с этим были заявления о том, что штабы (Валентина) Наливайченко и Саакашвили начинают объединяться, а потом уже подтянулась бы (Юлия) Тимошенко. Третье: Миша – безбашенный, с ним договориться невозможно, он был бы драйвером этого нового оппозиционного движения, причем это был бы не пророссийский оппозиционный блок, а именно как бы прозападный, с хорошими связями, личным знакомством с (Дональдом) Трампом, – не знаю, какие там контакты сейчас у Саакашвили, но это напрягало президентскую команду на фоне ухудшения отношения Трампа к Украине. Но Наливайченко не уберешь, Тимошенко не уберешь, а вот Саакашвили можно таким образом не допустить к участию в украинской политике.
Your browser doesn’t support HTML5
Но есть еще один сюжет – это борьба Генпрокуратуры и Национального антикоррупционного бюро (НАБУ). Это борьба элиты, потому что у НАБУ в производстве много дел, и они фактически вычищают сейчас ряды. Это больше такой прозападный институт, он курируется западными партнерами Украины, и часто западные лидеры говорят о том, что надо улучшить работу НАБУ, не мешать НАБУ и, более того, создать антикоррупционный суд. Но НАБУ несет угрозу нынешней украинской элите, а там основным драйвером этой борьбы на зачистку элиты является Гизо Углава – один из соратников Саакашвили. Поэтому не исключаю, что таким образом, через дискредитацию Саакашвили, пытаются вытеснить грузинскую команду из Украины – (Давида) Сакварелидзе, бывшего первого замгенпрокурора, и затем добраться до Гизо Углава.
Вадим Дубнов: Грузинская команда как-то проявляла себя еще все это время?
Вадим Карасев: Да, они партию там сформировали, в медиа, в телевизоре их мало было, но работу в регионах они проводили достаточно серьезную. Сейчас главная политическая повестка в Украине – это президентские выборы 2019 года.
Вадим Дубнов: Вадим, это как-то связано с визитом Порошенко в Грузию, который прошел неделю назад?
Вадим Карасев: Я думаю, что как-то связано. Надо было как бы прощупать, какая может быть реакция и т.д., какие-то, может быть, компроматы… Я думаю, что да.
Вадим Дубнов: Не рискует ли Порошенко своим внешним политическим имиджем?
Вадим Карасев: Рискует, но риски политической турбулентности осенью и в целом глубокой дестабилизации намного больше, нежели имиджевые риски среди западных партнеров. Тем более, там сейчас, я думаю, будет заморозка. Со Штатами тут пока никаких не будет подвижек, по крайней мере до тех пор, пока не прояснится ситуация в Штатах. Что касается Европы, то тут тоже продвижение, какой-то прогресс исчерпан, потому что ассоциация подписана, «безвиз» получен, а больше ничего Украине не предлагают, поэтому какой смысл? Как раз, наоборот, будет курс на такую мягкую изоляцию.
Вадим Дубнов: Т.е. мы действительно можем говорить о каком-то начале исчерпания ресурса президента Порошенко?
Вадим Карасев: Внешнеполитического – да, имиджевого – да. Вот поэтому надо не закрутить, а подкрутить гайки, подчистить политическую поляну, купировать угрозы для переизбрания, а для этого нужны определенная самостоятельность и мягкий изоляционизм от западного влияния и вмешательства. Тут выиграть выборы можно только за счет зачистки поляны от неугодных и опасных соперников.
Вадим Дубнов: Правильно ли я вас понял, что из всех этих опасных соперников Саакашвили оказался просто самым легкоустраняемым?
Вадим Карасев: Пока да. Он легко устраняемый, потому что есть проблемы с гражданством, можно всегда придраться.
Вадим Дубнов: А он действительно угрожал и стабильности, и перспективам?
Вадим Карасев: Ну, лично не сам он, но, возможно, в разных альянсах – да. И на него ориентировалась еще молодежь – надо не забывать этот резерв, – которая разочарована в нынешних украинских элитах, которая не видит здесь своих лидеров, а Саакашвили молодежь был в состоянии поднять. Молодежь – драйвер революции, не надо это забывать.
Вадим Дубнов: Но ведь, устраняя Саакашвили, Порошенко таким образом явно усиливает, скажем, Тимошенко и, может быть, кого-то еще…
Вадим Карасев: Нет, почему? Вдруг они вместе объединились бы и начали совместно работать? А это очень опасно, если Тимошенко, Саакашвили, Наливайченко и другие оппозиционеры могли бы объединиться и единым фронтом, по принципу инициативного консенсуса, выступить против Порошенко.
Вадим Дубнов: А без Саакашвили этот альянс намного слабее?
Вадим Карасев: Я не могу сейчас сказать, насколько слабее, но явно слабее, потому что Саакашвили мог бы взять на себя эту функцию драйвера, раскачивателя ситуации, дав возможность потом уже выйти на передовые позиции Тимошенко, Наливайченко… Хотя его популярность в Украине невысокая, но нельзя у него отнять эту харизматичность, мобильность, драйверность и безбашенность. Ведь Порошенко хорошо знает Тимошенко, Наливайченко, а вот Саакашвили он, видимо, недооценил в то время, когда назначал его губернатором, а сейчас, может, переоценил его значение, отсюда и это решение. Но то, что он непредсказуем для президентской команды, – это, скорее всего, так.