Самыми обсуждаемыми новостями уходящей недели в Ингушетии стали новые жалобы на пытки в ЦПЭ МВД по РИ и отложенное на неопределенный срок заседание суда по иску республиканского Минюста к Духовному центру мусульман Ингушетии.
2 августа ПЦ «Мемориал» опубликовал информацию о задержании двух жителей Назрани Магомеда Оздоева и Хасана Эсмурзиева. Обоих задержали по схожему сценарию. Сначала 29 июля с обыском пришли в дом к Оздоеву, а на следующий день сотрудники силовых структур нагрянули в гости к Хасану Эсмурзиеву. И в том и в другом случае искали оружие, и в том и в другом случае оружие нашли. Правда, родные задержанных утверждают, что обыски носили формальный характер, а оружие самым циничным образом подбросили силовики. «Карманные» понятые, стандартные протоколы и первые допросы в Центре противодействия экстремизму (ЦПЭ МВД по РИ) без участия адвокатов, после которых Оздоева и Эсмурзиева переводят в ИВС при ОМВД по г. Назрани, где у них появляется возможность встретиться с адвокатом и заявить ему о том, что во время допросов их пытали, угрожали расправой и заставляли подписывать признательные показания в незаконном хранении оружия. Адвокат подал ходатайство о проведении судебно-медицинской экспертизы по обоим задержанным и жалобу в прокуратуру на то, что его не допускали к Эсмурзиеву, когда тот находился в здании ЦПЭ. Родственники задержанных также пишут жалобы во всевозможные инстанции и акцентируют внимание на неудовлетворительном состоянии здоровья Хасана и Магомеда, что, по их мнению, стало следствием перенесенных пыток.
Your browser doesn’t support HTML5
В тот же день, когда было опубликовано сообщение ПЦ «Мемориал», ИВС с проверкой посетил представитель аппарата Уполномоченного по правам человека и, как следует из пресс-релиза этого ведомства, не обнаружил каких-либо нарушений по условию содержания задержанных в ИВС, однако Эсмурзиев и Оздоев пожаловались ему на применение к ним незаконных методов дознания со стороны сотрудников правоохранительных органов, проводивших их задержания, заявили о своей невиновности и попросили оказать им содействие в изменении меры пресечения, которую, согласно решению Магасского районного суда, избрали в виде заключения под стражу сроком на один месяц.
В ингушских социальных сетях в течение всей недели активно обсуждали историю с задержанием двух жителей Назрани и даже объявили срочный сбор денег для поддержки Эсмурзиева, которого некоторые пользователи соцсетей позиционируют как общественного деятеля, пострадавшего за критику представителей власти. Со специальным обращением по этим событиям выступил известный религиозный и общественный деятель Хамзат Чумаков, который попросил представителей власти в целях сохранения стабильности в регионе объективно разобраться во всех последних случаях, связанных с задержанием людей за незаконное хранение оружия.
Другой, не менее известный религиозный деятель, опальный муфтий Иса Хамхоев, на этой неделе также публично апеллировал к местным властям, но уже по другому поводу. В судебной тяжбе муфтията Ингушетии с Минюстом республики Хамхоев рассчитывает на поддержку населения. После того как в адрес ДЦМ поступило уведомление о назначенном на 2 августа слушании по исковому заявлению Министерства юстиции, данная информация через имамов населенных пунктов была доведена до прихожан. Эти действия не осталось без внимания республиканских властей. Они сначала попытались опровергнуть сам факт попытки ликвидации муфтията, но затем скорректировали свою позицию, и на специальном совещании по общественно-политической ситуации в регионе глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заявил о том, что вопрос лишения муфтията статуса общественной организации инициирован не им, а Минюстом, и он не намерен вмешиваться в этот процесс. По словам Евкурова, те, кто сегодня осуждает попытку закрытия муфтията, не должны всю ответственность за эту ситуацию возлагать на власть, они должны понимать, что в этом есть немалая доля вины самого муфтията и его руководителя, которые не выполняли должным образом свою работу. По мнению главы региона, все должно и будет происходить в рамках закона. К закону апеллирует и муфтий республики. Выступая перед своими сторонниками, Хамхоев сказал о том, что надо и впредь отстаивать свои позиции, но не противопоставляя себя закону.
Впрочем, решение этого вопроса по закону отложили на неопределенное время, так как представители Духовного центра мусульман РИ подали встречный иск к Управлению юстиции в Замоскворецкий суд Москвы и теперь ждут окончательного решения по этой жалобе. Как только такое решение будет принято, Верховный суд РИ вернется к рассмотрению иска о закрытии религиозной общественной организации.
Очевидно, что окончательное решение по жалобам Эсмурзиева и Оздоева также откладывается на неопределенное время, так как обычно рассматриваются следственными органами в течение нескольких недель, и зачастую доводы, изложенные заявителями, в ходе таких проверок не находят своего подтверждения. В частности, у того же Хасана Эсмурзиева уже есть печальный опыт получения подобных ответов после того, как в октябре 2012 года он был ранен при задержании, обвинен в незаконном хранении оружия и впоследствии осужден на три года лишения свободы по сфабрикованным, как утверждают его родные, доказательствам.