Мертвый сезон. Разочаровался ли в Абхазии российский турист?

ПРАГА---Туристический сезон в Абхазии многие наблюдатели называют провальным. К объективным проблемам добавились громкие истории нападений на туристов и взрыв на складе боеприпасов. О безопасности туристов говорилось даже на вчерашней встрече Владимира Путина и Рауля Хаджимба. О реальных проблемах туризма в Абхазии мы говорим в рубрике «Некруглый стол» с заместителем министра курортов и туризма самопровозглашенной республики Абхазия Астамуром Ахба и московским аналитиком туристической отрасли, специализирующимся на абхазском направлении, Сергеем Ромашкиным.

Вадим Дубнов: Астамур, у меня первый вопрос к вам: в Абхазии жалуются, что туристический сезон провален, отельеры говорят о том, что от 30 до 80 процентов мест, по сравнению с прошлым годом, пропадает…

Астамур Ахба: Мы спады прогнозировали, и сегодня спад, если в среднем брать по коллективным средствам размещения по Республике Абхазия, до минус 25 процентов. Если мы говорим о последних трех годах, мы все прекрасно понимаем, с чем были связаны такие приросты, с какими экономическими, политическими аспектами…

Your browser doesn’t support HTML5

Некруглый стол

Вадим Дубнов: Астамур, давайте мы поговорим об этих причинах.

Астамур Ахба: Первый фактор – это Олимпийские игры, которые прошли на территории муниципального образования города Сочи. После окончания Олимпийских игр многие россияне хотели посмотреть на достопримечательности. Еще мы должны сказать, что именно в этот же год произошло присоединение Крыма, после чего последовал ряд санкций в отношении выезда граждан Российской Федерации. Необходимо также вспомнить то, что произошло в Египте, когда многие из тех, кто ездил в эту страну, перестали посещать ее, т.к. Египет был закрыт; события в Турции, когда на территории Российской Федерации Ростуризм исключил таких крупных туроператоров, как «Пегас Туристик», Coral Travel, – они на долгое время выпали из реестра, пока не включили их обратно. Тогда на туристическом рынке появились такие операторы, которые начали работать по направлениям Сочи. Были организованы чартерные рейсы, начали продавать пакетные туры, и, конечно, Абхазия также продвигалась, и многие операторы, которые не работали ранее, обратили внимание на Республику Абхазия. Даже можно было сказать, что в эти года спрос превышал предложения. Но сегодня, как мы с вами знаем, мы вернулись обратно на стартовую площадку 2014 года, и ничего плохого не происходит.

Вадим Дубнов: А то, что происходит сейчас, это просто был исчерпан тот ресурс 2014 года – политический, экономический, или что-то рухнуло в самой Абхазии?

Астамур Ахба: Нет, я бы не сказал, что что-то рухнуло в Абхазии. Мы знаем, в Абхазии есть некие проблемы и инфраструктурного плана, и по коммуникациям, но эти проблемы появились не сегодня, и не вчера – они появились после распада Советского Союза, после окончания грузино-абхазской войны, и во время грузино-абхазской войны было нанесено очень много ущерба.

Вадим Дубнов: Сергей, что говорит вам опыт человека, который работает с абхазским направлением, действительно ли эти временные волны имели место, или есть какие-то нюансы?

Сергей Ромашкин: Я согласен с оценкой снижения спроса примерно на 20-25 процентов в этом году. Я бы хотел, может быть, более коротко сказать о том, как видятся нам причины этого снижения: во-первых, появление сильного конкурента в виде Турции, которая предложила фактически демпинговые цены, пытаясь привлечь обратно российский поток, который она потеряла в конце 2015-го и в 2016 году; второе – некоторое укрепление рубля, которое происходило в первой половине года, привело к тому, что курсы рубля к евро и рубля к доллару сделали, в принципе, интересными для туристов поездки в Европу. И третье: мы должны сказать об аномально холодной погоде, которая в этом году сложилась в мае и июне на Черном море – это относится и к Абхазии, – поэтому, конечно, повторить успех 2016 года не удастся, надо возвращаться к какой-то более стабильной ситуации, и мы предполагаем, что по итогам сезона Абхазия покажет, наверное, 20-22 процента снижения.

Вадим Дубнов: Астамур, чтобы понять абсолютные масштабы снижения, какой процент ВВП представляет собой туризм?

Астамур Ахба: Про ВВП сказать сложно, но сегодня, если брать мультипликативный эффект, то Абхазия получает в виде дохода порядка 10-12 миллиардов рублей, т.е. имеются в виду деньги, которые ввозятся туристами. На сегодняшнее время средний расход на одного туриста обходится в пределах полутора тысяч рублей, – если мы берем среднее пребывание одного человека до восьми дней, и сезонность – четыре месяца. В эти деньги также входят однодневные визиты туристов, которые посещают нашу страну из муниципального образования города Сочи.

Вадим Дубнов: Мы поговорили об объективных причинах, но есть ведь и субъективные. Я много слышал от российских туристов жалоб на сервис, на инфраструктуры, что в Абхазии привыкли к тому, что российский турист все равно приедет, – есть такой момент?

Астамур Ахба: Никто так не подходит, что туристы все равно будут. Из года в год туристическая инфраструктура в Республике Абхазия улучшается. Мы тоже хотели бы сегодня иметь волшебную палочку и проблемы, которые есть у страны, решать в одночасье. Эти проблемы решить в одночасье невозможно, они решаются пошагово. Те лица, которые пребывали лет пять-семь тому назад, видят, что в городах и районах создаются условия. Если мы говорим, что сегодня туристические потоки увеличились, то за счет чего они могли увеличиться, – т.е. за то, что сегодня появились объекты размещения, которые предоставляют безопасные услуги, также в городах и районах появились объекты питания. Если мы говорим о банковской системе в стране за последнее время, то появились терминалы, банкоматы, нужно отметить также транспортную доступность, если будем брать только территорию Абхазии. Эти проблемы сегодня решаются за счет комплексного плана, т.е. Инвестпрограммы, которую также дает Российская Федерация, и за счет бюджета Республики Абхазия.

Вадим Дубнов: А все-таки какие проблемы – инфраструктурные, тот же самый общепит, уровень сервиса, недостаток кадров, – все то, о чем говорит сами абхазы.

Астамур Ахба: Понимаете, бизнесмены всегда будут говорить о нехватке кадров, но если мы сегодня говорим о кадрах, – население Абхазии составляет более 250 тысяч человек, понятно, что все население не будет задействовано в курортной сфере. Когда страна принимает в два-три раза больше туристов, чем проживающее население, да, есть дефицит кадров, но этот дефицит кадров также восполняется иностранным наемным трудом. Эти наемные лица, которые приезжают и трудоустраиваются, проходят соответствующую регистрацию. Никто не говорит, что сегодня все имеющиеся кадры квалифицированные, – во все времена их не хватало и не будет хватать, их надо готовить. Те же предприниматели, которые это озвучивают, делают это для того, чтобы страна знала, что надо создавать банк вакансий, чтобы обеспечивать соответствующими специалистами.

Вадим Дубнов: Сергей, ваши клиенты довольны отдыхом в Абхазии?

Сергей Ромашкин: Да, вы знаете, мы видим статистику претензий по направлениям, и Абхазия занимает очень хорошее место с точки зрения соотношения: отдохнувшие туристы и недовольные туристы. Я думаю, что процент претензий – какие-то доли процента по отношению к общему потоку. Я бы добавил несколько слов в ту тему, о которой вы сейчас говорили. Конечно, Абхазия – это страна, где вы можете встретить отели как очень скромного качества, так и вполне современные, четыре звезды, построенные буквально год-два назад. Поэтому, мне кажется, здесь проблемы туристов не в том, что они повсеместно сталкиваются с какими-то проблемами сервиса или инфраструктуры, а в том, что они в какой-то мере не были готовы к выбору. Я, может быть, поостерегся бы называть это таким инвестиционным бумом, но мы видим десятки новых отелей, которые строятся на побережье каждый год, и это отели достаточно высокого уровня – по крайней мере, наверное, отели четыре звезды начали строиться буквально три, четыре, пять лет назад.

Вадим Дубнов: Это российские инвестиции или местные?

Сергей Ромашкин: Ну, там как бы есть и абхазский капитал, и российских бизнесменов, и даже у нас есть партнер из Казахстана, который тоже инвестирует, уже построил отель четыре звезды. Те туристы, которые впервые приезжают в Абхазию и понимают, что здесь есть отели любого уровня, могут выбрать себе сообразно со своими запросами. Выбор в соотношении цена-качество уже не проблема. Времена, когда они были обречены жить в очень скромных условиях, прошли. Сейчас они могут позволить себе комфортный отдых All Inclusive, вполне сопоставимый с лучшим европейским или тем же турецким побережьем. В прошлом году все эти отели были, естественно, востребованы и загружены – начиная с самых экономичных и заканчивая самыми дорогими.

Чтобы вы оценили, что такое качественный отдых, то, скажем, были люди, которые платили летом в отеле четыре звезды по 5,5-6 тысяч рублей в сутки на человека, т.е. на семью из трех человек получалось 15-16 тысяч. Туристы, которые не стеснены в деньгах и могли себе позволить, вероятно, поездку и за рубеж, выбрали Абхазию просто потому, что им нравится эта страна, они хотели ее посмотреть. Средняя цена на отдых (я посмотрел, когда готовился к нашему разговору) – 1840 рублей на человека, с двухразовым питанием. Это достаточно экономичный вариант.

Вадим Дубнов: Насколько выросла средняя цена за последние годы?

Сергей Ромашкин: Знаете, как ни странно, она даже снизилась. Дело в том, что после суперуспешного 2016 года владельцы отелей и директора попытались поднять цены в начале 2017 года – удорожание составляло 10-15 процентов, – но где-то в мае-июне, когда уже была плохая погода, и мы как бы подталкивали их к этим шагам, цены начали снижаться. По факту мы видим снижение цены на 3-4 процента.

Вадим Дубнов: Сергей, вы можете примерно нарисовать портрет туриста, который едет в Абхазию, есть какая-то специфика?

Сергей Ромашкин: Видимо, нет, они похожи на тех туристов, которые отдыхают в соседнем Сочи. Ну, демографические параметры примерно такие: ему в среднем 35 лет, у него есть ребенок, как правило, больше половины едут с детьми, в 60 процентах случаев это женщины, в 40 – мужчины. Довольно много людей, скажем, больше, чем в Сочи, пенсионного возраста, которые, видимо, едут в Абхазию из каких-то ностальгических побуждений.

Вадим Дубнов: Откуда они едут – из крупных городов, из провинции?

Сергей Ромашкин: По городам – Москва, Подмосковье, Московская область и Петербург, это как бы три важнейших источника туристов. Едут со всей России, многие все-таки добираются даже на своем автотранспорте, много приезжают из Краснодарского края и Ростовской области, просто потому, что там не так далеко ехать.

Вадим Дубнов: Есть ли у вас данные о повторяемости поездок?

Сергей Ромашкин: Люди старшего поколения, возраст 50 плюс, четверть составляют повторные туристы, если брать молодежь, то, конечно, для нее это одна из стран, которые они посещают, им интересно, но поскольку стран впереди много, а возраст молодой, возможно, что дальше они поедут по всему миру. Среди молодежи возвратных довольно мало. Я думаю, что они, может быть, вернутся в Абхазию чуть позже, когда станут родителями.

Вадим Дубнов: Астамур, вчера на встрече президента России с президентом Абхазии говорилось о проблемах на границе. Насколько серьезны эти проблемы для туристической отрасли, на самом деле?

Астамур Ахба: Проблемы были, можно сказать, в 2012, 2013 году, но после ввода в эксплуатацию терминала МАПП Адлер проблемы снимаются, из года в год инфраструктура пограничного поста улучшается, и сегодня на таможенный контроль уходит порядка 45 секунд. Если сказать, что сегодня не улучшаются условия пересечение российско-абхазской границы, то тогда мы обманем наших слушателей.

Вадим Дубнов: Вам в этом году еще не повезло и с вопросами безопасности: было несколько крупных скандалов, плюс еще напоследок взрыв. Насколько это может повлиять на спад туристического потока?

Астамур Ахба: Информацию люди, конечно же, получают, они задумаются посетить ту или иную страну, но когда туристам предоставляется объективная информация, т.е. многие, кто обращался в туристические агентства, к нам, в посольство Российской Федерации, мы постарались максимально предоставить информацию аудитории, чтобы донести, что на самом деле это был несчастный случай.

Вадим Дубнов: Сергей, как вы считаете, повлияет ли это на поток в этом году, в следующем году?

Сергей Ромашкин: Знаете, конечно, эти новости, которые передавались широко в средствах массовой информации, заставили туристов, может быть, более сдержанно подойти к своим планам поездки в Абхазию. В то же время уже 90 процентов туристов либо заехали в Абхазию, либо купили путевки, и они по ним поедут. Соответственно, да, какое-то влияние эти события окажут, но только на оставшиеся 10 процентов туристов, которые еще не определились. Понятно, что республика должна заботиться о безопасности отдыхающих, но, к сожалению, несчастный случай – есть несчастный случай. Я думаю, что если мы говорим о сезоне 2018 года, то это уже никак не скажется.

Вадим Дубнов: И в двух словах прогноз на 2018 год…

Сергей Ромашкин: Исходя из статистики за много лет, мы видим, что на нашем рынке редко падения бывают более одного года, поэтому если не будет никаких других негативных событий, – это касается, прежде всего, экономики, – если не будет от Абхазии никаких плохих новостей, то я думаю, что начнется осторожное восстановление потока в пределах 5-10 процентов.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия