«Грузинская мечта» рушит барьеры

Парламентская оппозиция считает бессмысленным рассмотрение второстепенного вопроса без коренной реорганизации избирательной системы

Сегодня один из лидеров «Грузинской мечты» Гия Вольский выступил с новыми инициативами по реформированию избирательной системы. На этот раз предлагается провести выборы по прежней, смешанной системе выборов, но без пятипроцентного барьера для партий. Оппозиция рассматривает данное предложение как уловку и не собирается идти на компромисс.

Инициатива правящей партии по поводу упразднения избирательного барьера была распространена вчера одним из информационных агентств. Сегодня утром новость подтвердил вице-спикер парламента Гия Вольский:

«Тема упразднения проходного барьера, возможно, заинтересует оппозицию, и мы готовы в деловой обстановке обсудить этот вопрос».

В парламентской оппозиции считают предложения большинства уловкой и полагают бессмысленным рассмотрение второстепенного вопроса без коренной реорганизации избирательной системы. Вот что заявил представитель «Европейской Грузии» Зураб Чиаберашвили:

Your browser doesn’t support HTML5

«Грузинская мечта» рушит барьеры

«Наиболее принципиальным для нас была бы постановка вопроса о полном переходе на пропорциональную систему выборов, так как традиционно в Грузии правящая партия беспрепятственно проводит в парламент все 73 одномандатника, что делает полностью неконкурентной избирательную среду. Примечательно, что «Грузинская мечта» с 2012 года активно проталкивала вопрос полного перехода на пропорциональную систему, но за два дня до окончания работы конституционной комиссии неожиданно решила все оставить по-старому, что вызвало возмущение со стороны оппозиции и привело к негативным оценкам со стороны Венецианской комиссии. Поэтому все предложения по поводу упразднения избирательного барьера являются попыткой властей выдать как уступку оппозиции и достижение консенсуса в глазах Венецианской комиссии».

Так же считают в «Нацдвижении». Вот что заявила депутат Тинатин Бокучава:

«Предложения большинства абсолютно несерьезны и направлены на внесение разлада среди оппозиции. Если предложение пройдет, мы получим разношерстный парламент образца времен Шеварднадзе, куда пройдут политики без рейтинга, которых впоследствии легко будет подкупить. Уловка властей никак не должна нарушить единство рядов оппозиции».

Что касается статистики, то, по данным ЦИК, на последних парламентских выборах 2016 года голоса избирателей по пропорциональным спискам получили 25 политических субъектов, из них семь партий набрали менее тысячи голосов.

По словам политолога Гии Хухашвили, упразднение избирательного барьера имеет смысл лишь в случае перехода голосования на пропорциональную систему:

«Сегодня в Грузии сформировалась аморфная депутатская каста из мажоритариев, которые мигрируют из партии в партию в зависимости от победителя. Как правило, мажоритарии являются т.н. смотрящими в районах, где имеют свой бизнес, который успешно «крышуется» из депутатских кресел. Властям выгодно иметь с ними дело, так как эти люди заняты своим бизнесом и практически не вмешиваются в политические процессы, дружно голосуя за все инициативы большинства. К тому же, как правило, одномандатники приносят в копилку большинства дополнительное количество голосов по партийным спискам. Поэтому отмена избирательного проходного барьера в неконкурентной среде имеет смысл лишь для партий, у которых не прощупывается пульс и которые набирают на выборах лишь голоса своих близких и родственников. Поэтому сложно ожидать, что предложение по отмене барьера заинтересует оппозицию».

В неправительственном секторе также считают косметическими инициативы властей. Вот что заявил представитель грузинского отделения Transparency International Леван Натрошвили:

«Сколько процентов будет составлять проходной барьер, не имеет никакого смысла без отмены мажоритарной системы. По всей видимости, властям сложно ничего не предпринимать после замечаний Венецианской комиссии, поэтому они такими косметическими изменениями пытаются создать видимость активности».

В конце дня со специальным заявлением выступил один из лидеров «Грузинской мечты» Арчил Талаквадзе, который призвал оппозицию до наступления осени завершить консультации по поводу реформирования Конституции. Никаких дополнительных предложений из уст Талаквадзе не прозвучало.