В «Колонке редактора» газеты «Южная Осетия» поднимается вопрос сохранения памяти о событиях новейшей истории. «О начальном периоде нашей истории написано несправедливо мало», – отмечает автор. Любые воспоминания, которые увидят свет, будут неизбежно подвергнуты критике, потому что у каждой из сторон своя правда, считает он. Например, роль Алана Чочиева в становлении государственности Южной Осетии оценивается по-разному. То же самое касается личности Тореза Кулумбегова. Человек, ставший инициатором провозглашения Республики Южная Осетия, после своего вынужденного ухода с поста главы государства работал простым консультантом в магазине мебели в Москве.
«Недавно первый премьер-министр РЮО Олег Тезиев в социальных сетях разместил свои воспоминания о событиях ингушского вторжения в Пригородный район. Он рассказал о том, как югоосетинские добровольцы прибыли на помощь североосетинским братьям. И здесь не было ни одного слова об участии в боевых действиях Алана Джиоева (Парпат). Те, кто знаком с событиями 90-х годов в республике, знают, что причиной такой трактовки являются непростые личные отношения Олега Тезиева и Алана Джиоева», – пишет автор статьи. Каждый человек – это наша история, будь она со знаком «плюс» или со знаком «минус», напоминает он.
Your browser doesn’t support HTML5
На фотографии, вынесенной в начало статьи, групповой снимок участников строительства санатория в Дзау. На ней выскоблены лица строителей, репрессированных в 1937 году. «Совершившие это надругательство над памятью, очевидно, хотели, чтобы эти люди исчезли не только из жизни, но и из памятных фотографий. Можем ли мы допустить сейчас такого вольного обращения с прошлым? Наверное, нет», считает автор статьи.
Газета «Республика» в очередной раз обращается к деятельности Русской православной церкви в Южной Осетии. Камнем преткновения считается и главенствующее положение в Южной Осетии юго-осетинской Аланской епархии. Ее, по причине родства с Греческой старостильной церковью, причисляют к раскольнической. Но ни проблемы, связанные с признанием АЕ со стороны РПЦ, ни даже обвинения югоосетинской церкви в ереси не были бы столь критичны, если бы не признание Русской церковью Южной Осетии канонической территорией Грузинской православной церкви, иными словами, территорией грузинского государства, говорится в статье.
«То, что было дано согласие руководства РЮО на строительство храма РПЦ в центре Цхинвала, – это, конечно же, политическое решение. Принятое к тому же вопреки мнению части югоосетинской общественности. В день установки на месте будущего строительства поклонного креста здесь состоялась акция протеста, как и полагается, с лозунгами и прокламациями. Тогда на ее участников было оказано давление и не только со стороны компетентных структур», – пишет автор. Он уверен, что РПЦ не решилась бы на подобное строительство без однозначного согласия Грузинской церкви.
«В противном случае грузинская сторона уже давно бы подняла вой. Вдумайтесь сами, в глазах Грузии данная ситуация выглядит следующим образом: официальная церковь военно-политического противника (читай России) строит храм на месте сгоревшей грузинской школы, а грузинские клирики и, что самое интересное, грузинская общественность молчат», – обращает внимание издание. Автор отмечает, что его слова некоторые оценят как антироссийские. «Подобное мы уже не раз проходили. Хотя и поясняли, что не против России, а просто за Южную Осетию. Возможно, это достаточно тонкая грань, но ее нужно понимать. Поскольку такое понятие, как национальные интересы, еще никто не отменял», – пишет «Республика».
Блогер Алан Парастаев комментирует интервью Нино Бурджанадзе каналу Russia Today. Он обращает внимание на политику российского канала: «Канал RT назвал это «началом вооруженного конфликта в Южной Осетии», вычеркивая, таким образом, из нашей истории около двух десятков лет. Ну, к такому поведению российских СМИ мы уже стали привыкать».
Что касается заявления Бурджанадзе о том, что если кто-то из грузинских политиков решится признать Южную Осетию и Абхазию, он очень скоро покинет пост, Парастаев пишет: «Так, значит, дело только в постах, регалиях и званиях... А я-то думал, тут что-то посерьезнее. В то же время Бурджанадзе сказала, что «абхазов и осетин надо убедить в том, что быть частью единой Грузии для них намного безопаснее и удобнее, чем быть отделенными от остальной Грузии». Ну да, «логика» тут есть. Убеждать в этом фантастическом заявлении придется вечно, а значит, можно вечно сидеть в своем кресле. А если признаешь реальность, независимость РЮО и сделаешь реальный шаг, то с кресла слетаешь».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия