Тбилиси отреагировал на задержание в самопровозглашенной республике Южная Осетия гражданской активистки Тамары Меаракишвили политическими заявлениями. Между тем сама Меаракишвили не может найти адвоката.
Гражданской активистке из Ахалгорского района Тамаре Меаракишвили, которую прокуратура самопровозглашенной республики Южная Осетия обвиняет в клевете в адрес правящей партии «Единая Осетия», срочно требуется адвокат. Вчера и сегодня женщину допрашивали местные следователи, а у нее дома был проведен обыск «на предмет наличия экстремистской литературы». Как сообщила грузинской службе Радио Свобода сама Тамара Меаракишвили, на поиск адвоката ей дали время до завтра:
«Они обвинили меня в клевете в адрес партии «Единая Осетия», провели обыск у меня дома, а когда я спросила, с какой целью они это делали, то мне ответили, что ищут доказательства. Получается, что если я кого-то оклеветала, то вещественные доказательства этого они должны были искать у меня дома. Это попытка запугивания, и ничего больше. Вчера мне не дали права на адвоката, не дали никуда позвонить. Сейчас я в режиме поиска адвоката, и завтра после полудня должна пойти туда (в прокуратуру) вместе с ним».
Your browser doesn’t support HTML5
Что касается обвинений в клевете, то речь идет о распространении заведомо ложных сведений в отношении представителя «Единой Осетии» Спартака Дряева. Говорит Тамара Меаракишвили:
«Они (представители прокуратуры Южной Осетии) говорят: «а кто ты такая? Убьем мы кого-то, будет ли тут факт педофилии или коррупции – не твое дело». Они забрали визитку Кнута Воллебека (Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств), который дал мне ее в 2010 году, когда приехал из Цхинвали ко мне на работу, и размахивали ею передо мной с вопросом: «откуда это». Еще у меня был буклет о меньшинствах на английском языке с его (Воллебека) автографом. Они и его забрали, назвав экстремистской литературой».
Тамара Меаракишвили, являясь жителем Ахалгори (над которым Тбилиси утратил контроль после августовской войны), постоянно поднимает проблемные вопросы, в том числе относительно действий местного руководства, как на своей странице в социальной сети Facebook, так и в качестве респондента «Эха Кавказа». На допросы в связи с ее деятельностью Меаракишвили вызывают не в первый раз. А 8 июня нынешнего года она даже была похищена из Ахалгори и перевезена в Цхинвали. Но своевременное подключение международного сообщества вынудило похитителей вернуть ее в Ахалгори. Поможет ли это снова, сказать сложно. Госминистр по вопросам примирения и гражданского равенства Кетеван Цихелашвили заявила, что международные партнеры Тбилиси уже проинформированы о случившемся:
«С момента распространения информации о задержании Тамары Меаракишвили мы очень активно подключены к процессу прекращения гонений в отношении нее. Наши партнеры проинформированы об этом случае, в том числе наблюдательская миссия Евросоюза. Мы надеемся, что общие усилия дадут результат, и давление и попытки ее запугивания будут прекращены. Важно, чтобы у Тамары Меаракишвили и ее семьи, как и у всех семей в Ахалгори, была возможность безопасной жизни. Без давления и ограничений».
Народный защитник Грузии Уча Нануашвили сообщил, что его аппарат начал действовать еще вчера, не дожидаясь реакции официального Тбилиси:
«Давление на гражданских активистов приняло в Южной Осетии регулярный характер. Необходимо, чтобы правительство Грузии приняло все меры для того, чтобы была обеспечена их безопасность. Мы вчера же ввели в курс дела сопредседателей Женевских дискуссий и ждем от них активных действий с целью прекращения давления на Тамару. Нам кажется, что цель задержания – вынудить ее навсегда покинуть Ахалгори».
Впрочем, в правящей партии «Грузинская мечта» уже заявили, что одной из главных целей задержания Меаракишвили было заставить ее замолчать. Говорит глава парламентского комитета по правам человека Софо Киладзе:
«Думаю, именно это и было одной из главных целей оккупантского режима – заглушить свободу слова и не дать остальному миру объективную информацию. Конечно, мы все делаем для того, чтобы прекратить такие факты. Благодаря большим усилиям нашего правительства и помощи наших партнеров мы достигли того, что Меаракишвили освободили из заключения. На данном этапе мы сравнительно облегчили ее положение».
Прокомментировали ситуацию с Тамарой Меаракишвили и в администрации президента. По словам парламентского секретаря главы государства Анны Долидзе, это проявление «истинного лица оккупационного режима»:
«Будь то этническая чистка, притеснение грузин, запрет на изучение грузинского языка, похищение наших активистов или граждан – все это проявление истинного лица оккупационного режима. Очень важно, чтобы мы использовали все методы для осуждения этого процесса. И, что самое главное, мы все должны бороться за защиту прав наших граждан».
Впрочем, как именно власти Грузии намерены бороться за права конкретно Тамары Меаракишвили, пока неясно. Все ограничиваются общими фразами. Самый насущный для нее на сегодня вопрос помощи в предоставлении адвоката никто из руководства Грузии не комментирует. Как не комментируют и то, что проведение обыска у Меаракишвили и предъявление ей обвинений – это факты, напрямую связанные с форматом «Карасин-Абашидзе», который как раз и создан для того, чтобы решать гуманитарные вопросы. На звонки «Эха Кавказа» в течение дня грузинский представитель этого формата Зураб Абашидзе не ответил.