Грузия никак не может определиться с кандидатами в судьи Европейского суда по правам человека. Международная инстанция уже дважды блокировала список, представленный Тбилиси. Участников третьего по счету конкурса может постичь та же участь. Во всяком случае, гражданский сектор уже обвинил правительство в очередной попытке лоббирования лояльных кандидатов.
Третья попытка отобрать кандидатов в судьи Европейского суда по правам человека вновь оборачивается скандалом – члены специальной комиссии от неправительственного сектора обвинили представителей власти в намеренном торпедировании независимых кандидатов. В распространенном сегодня заявлении коалиции НПО говорится, что государство не вняло ни одному из требований, которые были призваны обеспечить прозрачную и справедливую работу комиссии, что ставит объективность процедур под вопрос.
В знак протеста председатель Ассоциации молодых юристов Анна Нацвлишвили и руководитель Ассоциации адвокатов Заза Хатиашвили не собираются присутствовать на завтрашнем заседании, на котором должны быть отобраны пять из восьми соискателей. Последний даже представил схему, по которой, как он утверждает, комиссия блокирует нежелательные для правительства кандидатуры.
Your browser doesn’t support HTML5
«Завтра произойдет очередная подтасовка. Нежелательным кандидатам будут выставлены неправильные оценки. А на первые места выйдут те, кто получит пять баллов от тех членов комиссии, которые представляют власть. Все будет заранее согласовано. Кандидаты, которые наберут высокие баллы от представителей НПО, получат единицу от представителей правительства. Завтрашнее заседание – фикция. Нельзя, чтобы Цулукиани (министр юстиции) была председателем комиссии. Ничего не изменилось, состав комиссии остался прежним. Неужели кто-то думает, что эти люди будут голосовать иначе, чем месяц назад? Это ведь исключено. Поэтому наше с Анной Нацвлишвили участие в этом по факту станет лишь участием в подтасовке списка, составленного Иванишвили, Цулукиани и этим прислужником – премьер-министром», – говорит Заза Хатиашвили.
В качестве примера Хатиашвили приводит кандидатов Константина Коркелия и Нино Бакакури. Председатель Ассоциации адвокатов утверждает, что проправительственные члены комиссии поставили им минимальные баллы только потому, что их не удовлетворяли политические предпочтения соискателей.
От участия в заседании отказалась и коалиция «За прозрачное правосудие». По словам председателя НПО «Демократическая инициатива Грузии» Георгия Мшвениерадзе, правительство попросту проигнорировало замечания гражданского сектора:
«Мы призывали правительство учесть рекомендации и поменять процедуру проведения конкурса, а также правила комплектации комиссии. К сожалению, на наше публичное заявление правительство ответило молчанием. Никаких изменений произведено не было. Потому мы не видим никакого смысла участвовать в работе комиссии с тем же составом и теми же процедурами, потому что это будет лишь создавать фасад того, что правительство проводит справедливый конкурс».
Впрочем, протест не помешает комиссии продолжить работу, так как формально НПО остаются в составе органа. Остальные члены комиссии считают претензии неправительственного сектора необоснованными. По словам председателя парламентского комитета по правам человека Софо Киладзе, комиссия работает прозрачно и завтра примет справедливое решение:
«Бросаться обвинениями легко. А участвовать в отборе и нести ответственность за это – сложно. Они избегают этой ответственности, что, я думаю, не идет на пользу нашей демократии. Мой голос имеет такое же значение, что и господина Хатиашвили или представителя «Ассоциации молодых юристов». Исходя из этого, я очень удивляюсь разговорам о том, что правительство принимает единоличные решения. Нас, представителей «Грузинской мечты», в комиссии очень мало. Этот состав получил одобрение Совета Европы. Любое утверждение, что этот состав непрозрачен, является большой безответственностью и ложью. Я полностью исключаю лоббирование. Если бы у неправительственного сектора не было возможности принимать участия в процессе, в таком случае вопрос о легитимности мог бы быть актуален. Но у них есть такая возможность, и, к сожалению, они ею не пользуются. Думаю, это нехорошо с их стороны».
Заступилась за комиссию и одна из кандидатов, судья Тбилисского апелляционного суда Тамар Алания:
«Можно сказать, что у меня больше судейского опыта, чем у других кандидатов. Конечно же, я надеюсь на успех, потому что критериям, опубликованным Министерством юстиции, я абсолютно удовлетворяю. Я не могу принять аргумент, что в комиссии слишком много представителей правительства. Ведь это все же решение государственное, соответственно, и ответственность ложится на власти, а не на неправительственные организации. Однако их присутствие действительно было важным, так как они наблюдали за процессом».
То, что пять соискателей завтра будут отобраны, никто из протестующих не сомневается. Вопрос в другом – насколько легитимными будут кандидаты, которых выберет комиссия? По мнению представителей гражданского сектора, легитимность предыдущих кандидатов также была спорной, потому они и были блокированы на международной арене. Говорит директор НПО «Международная прозрачность – Грузия» Эка Гигаури:
«Мы дважды участвовали в работе комиссии. У нас было очень много замечаний по ее работе. В частности, по таким вопросам: кто представлен в комиссии и как они оценивают кандидатов. Очевидно, что решения принимаются не на основе профессионализма, а исходя из политических факторов. Это неправильно, и именно поэтому наши европейские партнеры уже дважды не одобрили наших кандидатов. Конечно, это очень плохо для репутации страны. В таких условиях наше участие в работе комиссии теряет всякий смысл».
НПО призывали Народного защитника Грузии также бойкотировать завтрашнее заседание. Уча Нануашвили на призыв отреагировал. Правда, относительно своего присутствия на завтрашнем заседании комментариев предпочел не делать:
«Погрешностей немало, как и прежде. Есть вопросы по поводу состава комиссии и по тому факту, что независимых фигур в ее составе мало. Непонятна и система оценок кандидатов, критерии их отбора. Остается пространство для субъективного принятия решений. Я думаю, это самая большая проблема в процессе».
Всего в конкурсе принимают участие восемь человек. Среди них действующие судьи, адвокаты, представители международных организаций. Завтра комиссия выберет из них пять кандидатов, чьи имена будут отправлены на рассмотрение правительству. Далее из этой пятерки будут выбраны двое соискателей, чьи данные будут отправлены на рассмотрение уже в Европейский суд по правам человека.
* * *
Кандидаты в судьи ЕСПЧ:
1. Ираклий Адеишвили – старший юрист ООО «GEOCELL», лектор Высшей школы юстиции, судебный медиатор, бывший судья Тбилисского городского суда и Тбилисского апелляционного суда. Имеет сертификат английского языка Aptis-2016;
2. Тамар Алания – судья Тбилисского апелляционного суда, тренер Высшей школы юстиции. Имеет сертификат английского языка IELTS-2017;
3. Нино Бакакури – судья Верховного суда Грузии, тренер Высшей школы юстиции. Имеет сертификат английского языка IELTS-2017;
4. Иосиф Бачиашвили – доктор права, ученый, бывший председатель Верховного арбитражного суда. Имеет сертификат английского языка IELTS-2017;
5. Константин Вардзелашвили – профессор школы права Государственного университета Ильи в направлении публичного права, бывший судья Конституционного суда. Имеет сертификат английского языка IELTS-2017;
6. Константин Коркелия – доктор юридических наук, профессор юридического факультета Тбилисского государственного университета имени Иванэ Джавахишвили в направлении международного права по правам человека. Имеет сертификат английского языка Aptis-2016;
7. Отар Сичинава – судья Тбилисского апелляционного суда, бывший судья Конституционного суда. Имеет сертификат французского языка INSTITUT FRANCAIS-2017;
8. Лали Папиашвили – заместитель председателя Конституционного суда Грузии, профессор юридического факультета Тбилисского государственного университета имени Иванэ Джавахишвили в направлении уголовного права. Имеет сертификат английского языка Aptis-2017.