Низвержение кумиров

Эпидемия борьбы с "неправильными" памятниками достигла Австралии. В ночь с пятницы на субботу в Сиднее неизвестные повредили памятник Джеймсу Куку. На его пьедестале они написали спреем: "Измените дату" и "Геноцид – не повод для гордости". Под датой имеется в виду выбитый на постаменте год открытия Австралии экспедицией Кука – 1770.

Развернувший кампанию за снос памятника популярный телеведущий Стэн Грант, чьи предки были аборигенами, считает, что эта надпись – ложь по отношению к коренным австралийцам, которые достигли континента за десятки тысяч лет до европейцев.

Виновен ли Кук в геноциде туземцев? Сомнительное утверждение. Он наказывал их за воровство и применял оружие в целях самообороны, но не истреблял их. Вот запись в его дневнике – она относится к куда более воинственным новозеландским маори:

Убежден — гуманные люди, не испытав всего, что выпало на нашу долю, осудят меня за стрельбу, да я и сам понимаю, что причина, побудившая нас захватить лодку против воли ее хозяев, не оправдывает меня. Если бы я знал, что туземцы окажут сопротивление, я бы не приблизился к каноэ, но так как они повели себя вопреки нашим предположениям, нельзя было спокойно ждать, пока сложит голову кто-либо из моих людей.

Премьер-министр Австралии Малколм Тёрнбулл резко осудил выходку вандалов. В своем комментарии в Фейсбуке он сравнил требования сноса памятника со сталинскими чистками:

Это то, что делал Сталин. Когда его подручные впадали в немилость, он не только казнил их, но и удалял с официальных фотографий – они переставали существовать не только на этом свете, но и в памяти, и в истории.

А в США под угрозой сноса оказался памятник Колумбу – дар Нью-Йорку от итальянской общины города. Выходцы с островов Карибского бассейна уже давно называют Колумба своим поработителем. Мэр Нью-Йорка Билл де Блазио, наполовину итальянец, несмотря на призывы этих "жертв" мореплавателя, каждый год принимал участие в параде по случаю Дня Колумба, хотя и называл его "по меньшей мере сложной фигурой". В следующем году в Нью-Йорке состоятся выборы мэра, кампания уже началась, и судьба памятника уже стала одной из тем предвыборной дискуссии. Между тем рейтинг де Блазио начинает падать. В этих обстоятельствах мэр может допустить на снос. Пока он учредил комиссию, которая в течение трех месяцев должна "объективно" разобраться с каждым монументом в городе.

Довод о том, что если подходить к историческими деятелям с современной меркой, не устоит ни один монумент, разбивается о глухую стену. Недавно знаменитый шеф-повар и ресторатор Том Количчио решил сменить вывеску своего нью-йоркского заведения Fowler & Wells. Заведение располагается в здании, которое в XIX веке занимала одноименная компания. Ее владельцы, братья Орсон Сквайр и Лоренцо Найлс Фаулеры и их компаньон Сэмюэл Уэллс были энтузиастами френолонии – учения о связи деятельности головного мозга с выпуклостями черепа. Впоследствии была доказана несостоятельность этой теории, но в те времена она была господствующей в психиатрии.

Количчио прекрасно знал об увлечении Фаулеров и Уэллса: френологическая терминология и атрибутика использовалась в названиях блюд и дизайне ресторана. Но в 2012 году в прокат вышел фильм Квентино Тарантино "Джанго освобожденный", герой которого Калвин Кэнди пользуется френологией для доказательства неполноценности черной расы.

Д-р Шульц: Кто этот ваш приятель?

Калвин Кэнди: Это Бен. Старый негр, который жил здесь ужасно долго, ну просто чертовски долго. Он служил моему папаше и папаше моего папаши, покуда они не померли. И тогда Бен стал служить мне. Когда ты сын владельца огромной плантации в Миссисипи, ты растешь среди прорвы черных лиц. Я провел всю свою жизнь здесь, в Кэндиленде, среди черных лиц. Я видел их изо дня в день. И все время спрашивал себя: почему они не убивают нас? Вот здесь, на веранде, 50 лет подряд, трижды в неделю, старый Бен брил моего отца опасной бритвой. Будь я старым Беном, я бы перерезал отцу глотку к чертовой матери, мне не понадобилось бы для этого 50 лет. Но он не сделал этого. Почему? Понимание различия между двумя видами дает наука френология. На черепе африканца, вот здесь, область подчинения больше, чем на черепе любого человека или человекообразного существа на свете. Если вы осмотрите эту часть черепа, вы обнаружите три отчетливых углубления: здесь, здесь и здесь. Если бы у меня в руках был череп Исаака Ньютона или Галилея, эти три углубления располагались бы в области, связанной с творчеством. Но это череп старого Бена, не обременного гением. Эти три углубления находятся в области, связанной с покорностью.

Исполнитель этой роли Леонардо ДиКаприо рассказывал в своих интервью, что именно он уговорил режиссера вставить в картину эту сцену. Френологию действительно использовали для оправдания рабства, но противники рабства применяли ее же для доказательства обратного.

Если уж зашла речь о кулинарных переименованиях, можно вспомнить, как в 2003 году председатель комитета нижней палаты по административным вопросам конгрессмен-республиканец Боб Ней, возмущенный отказом Франции войти в антииракскую коалицию, велел кафетериям Капитолия переименовать "французскую картошку" (French fries) в "картошку свободы", а "французские тосты" - в "тосты свободы". (На самом деле нарезанный соломкой картофель-фри придуман в Бельгии и во Франции называется бельгийским – французским его назвал Томас Джефферсон, который был послом США в Париже и первым сервировал его в Белом Доме в 1802 году.) Когда в 2006 году Ней покинул Конгресс, прежние названия вернулись в меню без лишнего шума.

При советской власти французскую булку переименовали в городскую, а салат Оливье – в салат "Столичный". Уцелел лишь торт "Наполеон". А вот котлетам по-киевски не повезло: в столовой МИД РФ они теперь называются "котлетами по-крымски".

Не отстает от веяний и председатель правительства РФ Дмитрий Медведев: в ноябре прошлого года он предложил переименовать кофе "американо" в кофе "русиано", после чего в Роспатент поступила заявка на регистрацию соответствующего товарного знака.

Судьба статуи Ленина в Судаке, 21 октября 2016

А на Украине, где уже не осталось памятников Ленину, облили краской памятник Петру I в Полтаве.

Такими темпами может дойти и до переименования салата "Цезарь" - ведь Юлий Цезарь тоже был рабовладельцем и колонизатором, хоть и не имеет ни малейшего отношения к салату!

Не дошло еще дело и до топонимов. А ведь географическая карта США пестрит "монархическими" названиями. Шарлотсвилл назван так в честь супруги Георга III Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой, штат Вирджиния, в котором он расположен – в честь королевы-девственницы Елизаветы, обе Каролины – в честь Карла I, Джорджия – в честь Георга II, Луизиана – Людовика XIV... Впрочем, особо бдительные законодатели Род-Айленда уже не первый год предпринимают попытки переименовать штат, полное название которого обычно переводят на русский как "Штат Род-Айленд и Плантации Провиденса". Члену легислатуры штата афроамериканцу Джозефу Алмейде, который внес соответствующую поправку, слово "плантации" напоминает о рабстве.

На самом деле его следует переводить как "нивы Провидения". Так назвал эти земли основатель Род-Айленда священник Роджер Уильямс, изгнанный из Массачусетса за проповедь свободы совести. У него никогда не было рабов, землю подарили ему индейцы. В 1774 году Род-Айленд стал первой североамериканской колонией, запретившей рабовладение. Стыдиться такой истории у штата оснований нет. Тем не менее в 2010 году в Род-Айленде был проведен рефередендум о переименовании. Избиратели ответили "нет" на предложение законодателей.

Был в истории США случай, когда снесли статую короля. Это произошло 6 июля 1776 года, когда жителям Нью-Йорка была зачитана Декларация независимости. В ту же ночь 40 солдат и матросов под предводительством артиллерии капитана Оливера Брауна отправились в нижний Манхэттен, где в парке Боулинг-грин (там теперь фонтан и Атакующий Бык) стояла на мраморном пьедестале конная статуя Георга III. Статуя, отлитая из свинца и щедро позолоченная, прибыла из Лондона шестью годами ранее и была открыта с большой помпой.

Матросы вскарабкались на статую и обвязали короля веревками, но солдаты так торопились, что веревки оборвались. Статую повалили со второй попытки. Его величество разбился на куски.

Свинец пошел на пули для мушкетов. Документы свидетельствуют, что из статуи получилось 42088 пуль. Голову короля восставшие колонисты носили по городу на пиках, но затем лоялисты отправили ее в Англию. В Америке от статуи остался лишь хвост коня, выставленный ныне в музее Нью-Йоркского исторического общества, и еще несколько обломков, хранящихся в этом и других музеях.

Существует множество рисунков и по меньшей мере одно живописное полотно, запечатлевшее это событие, но ни одно из них не соответствует действительности. Георг везде изображен в короне и костюме XVIII века. Достоверных изображений монумента не сохранилось, однако из его описаний известно, что король был облачен в римскую тогу и имел на голове лавровый венец. Пользуясь этими описаниями, скульптор Майкл Феррари-Фонтана реконструировал статую, которая теперь стоит в филадельфийском Музее американской революции.

Задумав свалить статую, капитан Браун действовал исключительно по собственному почину. Генерал Вашингтон, узнав о разрушении статуи, строго осудил действия Брауна как возмутительное самоуправство. Помимо того, что было уничтожено ценное произведение искусства, такие действия, считал генерал, должны предприниматься только по решению надлежащих властей. Впоследствии Браун не раз говорил, что считает уничтожение статуи самым позорным поступком в своей жизни.

Радио Свобода