Представительство Международного комитета Красного Креста в Южной Осетии ежегодно проводит мероприятие, посвященное судьбе пропавших без вести людей. В республике это, как правило, жертвы военных действий и конфликта, который длился с начала 90-х годов. Символ Международного дня пропавших без вести – синюю незабудку – дарили сегодня всем посетителям тематической фотовыставки и презентации переизданной книги «Воспоминание длиною в жизнь».
Сотрудник отдела МККК по связям с общественностью Марина Тедеты в беседе с «Эхом Кавказа» подчеркнула: международная организация, которая занимается во всем мире оказанием помощи жертвам конфликта, осуществляет весь спектр этой деятельности и в Южной Осетии. Выяснить судьбу людей с 2010 года помогает трехсторонний механизм по вопросам пропавших без вести, продолжает Марина Тедеты:
«Основополагающим правом является право знать о судьбе близких. Мы занимаемся как непосредственно выяснением участи пропавших без вести, так и оказанием помощи семьям. С 2010 года под эгидой МККК работает трехсторонний механизм по вопросам пропавших без вести. В нем участвуют все заинтересованные стороны. Он позволяет в конфиденциальной манере обмениваться информацией, которая могла бы пролить свет на судьбу пропавших».
Your browser doesn’t support HTML5
Проблеме пропавших без вести, говорит Уполномоченный по правам человека при президенте РЮО Инал Тасоев, государство уделяет серьезное внимание:
«Во-первых, мы участвуем в трехстороннем координационном механизме по поиску пропавших без вести. В нем также участвуют Грузия и Российская Федерация. Все это происходит под эгидой Международного Красного Креста. В рамках этого координационного механизма была проделана огромная работа. Были составлены списки пропавших без вести, начиная с 1989 года по 2008 год. Был осуществлен сбор прижизненных данных и ДНК-профилей у родственников пропавших без вести. Также в рамках этого механизма были проведены несколько эксгумаций как на нашей территории, так и на территории Грузии».
С Комитетом Красного Креста и государством тесно сотрудничает югоосетинская общественная организация «Память и надежда», которая была создана в 2014 году. По словам ее лидера Лидии Кудзиевой, в списке пропавших без вести, собранном организацией, числилось 150 человек, на данный момент он уменьшился до 132 человек. Продолжает Лидия Кудзиева:
«Многие просто числились без вести пропавшими, они были задержаны грузинами, через несколько лет были освобождены, но не заявляли о себе, что они нашлись».
Помимо Комитета Красного Креста, «Память и надежда» взаимодействует с российской Миротворческой миссией имени генерала Лебедя:
«Благодаря этому, я собирала анализы ДНК у семей, и в результате нам удалось найти останки одного без вести пропавшего в 2008 году – Тедеева Маирбега Ефимовича. Они (миссия) сделали анализ, и все подтвердилось на 99,9%. Мы привезли его останки из Моздока вместе с Иналом Тасоевым».
Как рассказала Лидия Кудзиева, благодаря трехсторонним переговорам грузинская сторона передала информацию о массовом захоронении, по которому на данный момент идет серьезная работа:
«Нашли кладбище, где есть массовое захоронение. Сейчас идет работа по сравнению, по выяснению, кто из них кто. Это старые захоронения, 90-х годов. Одно захоронение в Гори, другое в Каспи».
Организация, которая объединила под своим крылом членов семей пропавших без вести, сталкивается и с проблемами:
«Многие отказываются сдавать ДНК анализы, они считают, что могут найти их (близких) живыми. Но это неправильно даже по отношению к другим семьям без вести пропавших, потому что, если они будут противостоять тому, чтобы сдавать анализы, возможно, несколько захоронений останутся неизвестными».
Даже если допустить, что человек в течение 27 лет остается живым, отмечает Кудзиева, и до сих пор не вернулся в семью, возможно, он недееспособен, потерял память, поэтому анализ ДНК пригодится в любом случае. У самой Лидии в начале 90-х без вести пропал муж, поэтому она понимает боль этих семей.
«Что делать, ждать и еще раз ждать», – говорит она.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия