Сегодня в Тбилиси состоялось последнее судебное разбирательство по скандально известному «делу о цианиде», в котором был замешан высокопоставленный представитель Грузинской православной церкви Георгий Мамаладзе. Он обвиняется в попытке покушения на жизнь секретаря-референта Патриарха Грузии Илии Второго Шорены Тетруашвили и хранении оружия. Между тем, по словам Народного защитника Учи Нануашвили, следствие было проведено с множеством нарушений.
Задержание протоиерея Георгия Мамаладзе произошло 11 февраля в тбилисском аэропорту. Сначала ему инкриминировалось покушение на Патриарха Илию Второго. По версии Главной прокуратуры Грузии, обвиняемый направлялся в берлинскую клинику, где проходил лечение Патриарх, имея с собой спрятанный в багаже цианид.
Однако спустя три дня прокуратура изменила первоначальную версию, предъявив Мамаладзе обвинение в покушении на жизнь члена ближайшего окружения Патриарха в корыстных целях.
Your browser doesn’t support HTML5
Арест Мамаладзе вызвал глубокий кризис в ГПЦ и привел к громким отставкам в патриархии. Судебный процесс расколол надвое и грузинское общество. Противоречивые действия следователей и завеса секретности, которая с первых дней окутывала процесс, породили множество кривотолков. Напомним, что по требованию прокуратуры с первого дня суда все заседания проводились в закрытом режиме.
Перед последним заседанием стороны оценили свои шансы на успех. По словам представителя Главной прокуратуры Звиада Губеладзе, сторона обвинения располагает всеми необходимыми уликами для осуждения Георгия Мамаладзе:
«Нами допрошено около ста свидетелей и изучено десять томов письменных свидетельств, в том числе аудио- и видеозаписей. Кроме того, проведена экспертиза удаленных с компьютера обвиняемого файлов, что на уровне обоснованного подозрения доказывает вину Мамаладзе. Поэтому мы убеждены, что судья примет единственное оправданное решение и признает вину Георгия Мамаладзе».
У стороны защиты – свои доводы. По словам адвоката Мамаладзе Михаила Рамишвили, нарушение процессуальных норм с самого начала стало визитной карточкой процесса. Речь идет об эпизоде, когда следствие, несмотря на круглосуточное наблюдение до задержания, так и не смогло продемонстрировать, каким образом в руки Мамаладзе попал цианид. Нет также и достоверных сведений о происхождении оружия, которое в результате обыска было обнаружено в квартире подозреваемого:
«Все материалы дела, в том числе обрывки видеозаписей, которые время от времени публиковались от имени прокуратуры, породили у общественности ощущение, что дело сфабриковано. То же самое можно сказать о показаниях свидетелей, из которых четко видно, что никого наш подзащитный убивать не собирался. Соответственно, у нас есть ожидание, что суд подтвердит свою независимость и непредвзятость и вынесет оправдательный приговор. В противном случае можно сказать, что произойдет катастрофа!»
Судебное разбирательство находилось под пристальным вниманием Народного защитника Грузии. Со дня задержания Мамаладзе аппаратом омбудсмена было выявлено множество нарушений со стороны следствия. Они будут опубликованы сразу по завершении судебного процесса, заверил Уча Нануашвили:
«Можно сказать, что это дело стоит особняком по беспрецедентному количеству выявленных процедурных нарушений. К вышесказанному можно добавить, что судебный процесс с самого первого заседания был объявлен закрытым безо всякой на то надобности. С самого начала было заявлено, что на нем будут разглашены детали из личной жизни некоторых людей, однако с натяжкой такие подробности всплыли лишь на одном заседании. Я сегодня утвердился во мнении, что на фоне множества процессуальных нарушений судья, возможно, вынесет оправдательный приговор», – заявил Уча Нануашвили.
Окончательный вердикт суда пока не объявлен. На оглашение приговора у судьи Бесариона Бугианишвили может уйти несколько дней.