Земфира Дзиова: «Все мои куклы добрые...»

Безграничный полет фантазии, неиссякаемое творческое вдохновение, кропотливый труд и преданность искусству – это секрет успеха Земфиры Дзиовой – художника из Владикавказа, создающего неповторимые авторские куклы. Самыми популярными были «невесты», которые быстро раскупались, но художник отказалась от «конвейерного производства» в пользу уникальных образов.

Перешагнув порог творческой мастерской «кукольной феи», попадаешь в зазеркалье – фантастический мир кукол. Они олицетворяют нас – суетливых и уставших, добрых и веселых, одиноких и печальных. Разнообразие образов и персонажей, созданных умелыми руками Земфиры Дзиовой, впечатляет. Тут и надменные красавицы с холодным взглядом, разодетые в корсеты из парчи и в усыпанные жемчугами кринолиновые юбки, и озорницы с насмешливыми взглядами чернооких горянок, куклы-невесты, грациозно несущие кувшины с водой или покорно склоняющие голову перед джигитом-всадником, неожиданно преградившим горную тропу... Невольно руки тянутся к доброжелательным «бабушкам», которых хочется обнять.

Your browser doesn’t support HTML5

Земфира Дзиова: «Все мои куклы добрые...»

«Серия кукол «Бабушки» возникла из воспоминаний моих родных бабушек. Прототипами кукол стали мои родные бабушки, но я не делаю портретных кукол, хотя что-то общее у них есть. В моих «Бабушках» многие узнают своих бабушек, тетушек, соседок. Все мои куклы добрые. Даже если я попробую создать отрицательного персонажа, он у меня все равно получится добрым... Я не стремлюсь к портретному сходству. Это не портреты, а образы. Мои куклы не похожи на реальных, но я стараюсь делать кукол «живых». «Живая кукла» – это кукла с характером», – говорит Земфира Дзиова.

С характером была и родная бабушка Земфиры – Елмасхан Дзиова, которая и открыла ей в детстве волшебный мир кукол. Он так увлек талантливую девочку, что авторской, или как говорит сама Земфира, «художественной кукле» она посвятила всю жизнь:

«Когда мне было года четыре, мама попросила бабушку чем-то меня занять. И она меня научила делать такие куколки, которые она сама делала в детстве. Из двух палочек, куска шерсти, лоскутка ткани и пуговицы от старого пальто моя бабушка создала «примитивную куклу». Это такой процесс, который захватывает на всю жизнь».

Традиционная детская игрушка – кукла – древнейшее изобретение человечества. Они часто создавались из подручных материалов – соломы, дерева, шерсти. Первые куклы Дзиовой были тряпичные, керамические, из проволоки или папье-маше. Потом она перешла на самозатвердевающий пластик, оказавшийся идеальным материалом для творчества:

«Меня этот процесс увлекает. Мне интересно делать куклу, я же не делаю одну куклу всю жизнь. Я все время у себя учусь, придумываю новые технологии, новые темы и новые образы».

Работа трудоемкая, и над одной куклой Дзиова может работать полгода. Она, подобно Пигмалиону, создает совершенные образы своих Галатей – скрупулезно подбирает фасоны, цвета и оттенки платьев очередной причудливой красавицы. Черты лица рисуются только акриловыми красками. Очень важен интерьер. Это отдельное произведение искусства, которое дополняет созданный автором образ. Интерьер тщательно продумывается. Например, художник воссоздала деревянные двери парадной со старинной резьбой, которые можно увидеть только на улочках старого Владикавказа.

Каждая кукла Дзиовой – это отдельная история, а не просто выхваченный из жизни образ, поэтому у них нет имен, только названия, говорит художник:

«Я даю своим куклам не имена, а названия. Имя не несет за собой ничего, а название несет. Как у картин. Названия подбираю по определенным темам. Например, «Времена года» – у меня есть галерея. А бабушки, если я их назову Фаина или Ханифа, то это не несет смысла определенного. Я даю названия «Первый снег», кукла «Яблоки» – это бабушка, которая сидит с ведром яблок на пороге дома. Есть «Гармонистка» или «Дождик» – бабушка с зонтиком, укрывающаяся от дождя на крыльце. Красавицам тоже придумываю названия, исходя из образа. Вот сейчас делаю одну куклу, назову ее «Рассвет», она такая утренняя получается».

Свою первую персональную выставку Земфира Дзиова открыла больше тридцати лет назад. В Северной Осетии она стала первой художницей, занявшейся авторской куклой. Земфира сейчас не просто фаворит этого направления, но автор разнообразных методик и собственного уникального стиля. Около года назад она создала во Владикавказе «Школу авторской куклы Земфиры Дзиовой», чтобы передать свой опыт одаренным детям:

«Я стараюсь не быть педагогом, я просто стараюсь делать так, чтобы детям на уроках было интересно. У меня не столько школа, сколько творческая мастерская, куда дети приходят и свои творческие замыслы осуществляют».

Сама Земфира Дзиова училась сначала в художественной школе, художественном училище, а затем на факультете живописи и графики Северо-Осетинского госуниверситета. Можно сказать, что она продолжила семейную династию: Земфира – дочь известного осетинского художника Батраза Дзиова. Правда, она смогла создать свой уникальный узнаваемый стиль и как художник расширила границы прикладного искусства.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия