Сказка о югоосетинском рыбаке и американской рыбке

По мнению специалистов, нужна госпрограмма по восстановлению местной ихтиофауны, которая, помимо прочего, предусматривала бы контроль над рыбными хозяйствами

С сегодняшнего дня в Южной Осетии устанавливается полный запрет на лов во всех притоках рек: Большая Лиахва, Малая Лиахва, Паца, Джоджора, Козы-Цадыдон, Квирила, Проне, Корнисская, Цорбисская, Бухаурская (Бухаур-дон), Метехская (Метех-дон), Ксан-дон. Разрешен лов рыбы в основных руслах данных рек удочкой для спортивного лова рыбы.

Роланд Келехсаев, в 2005-2006 годах заместитель председателя Комитета природных ресурсов, председатель Комитета лесного хозяйства и, кстати, страстный рыбак, говорит, что запрет этот на ловлю во время нереста ручьевой форели в республике ввели относительно недавно – лишь в 2013 году.

«После развала СССР и с началом грузино-осетинского конфликта, вполне понятно, не было никакой возможности устанавливать и контролировать правила природопользования. В то же время браконьерская добыча древесины или рыбы в условиях военной разрухи – это хороший источник дохода, возможность прокормить семью».

Your browser doesn’t support HTML5

Сказка о югоосетинском рыбаке и американской рыбке

Так, говорит Роланд Келехсев, обе стороны конфликта за двадцать лет опустошили здешние леса и реки:

«Люди просто выживали, поэтому сквозь пальцы смотрели на природопользование. Уже после признания и природоохранные структуры уже были укомплектованы полностью, и у руководства возникло желание сохранить природные богатства. Тогда начались все эти ограничения, и, надо сказать, за эти годы рыбы в реке заметно прибавилось».

Югоосетинский биолог, знаток местной фауны и флоры Владимир Габаев не разделяет оптимизма Роланда Келехсаева. Он смотрит на ситуацию не с точки зрения рыбака, но биолога. Его в большей степени интересует не размер улова, а состояние ихтиофауны, а она, считает Владимир Габаев, – в катастрофическом состоянии.

Для ее спасения, той же ручьевой форели, убежден Владимир Габаев, сезонного запрета на ловлю уже недостаточно.

Главная проблема здешней ихтиофауны, считает биолог, в самодеятельности и глупости местных деятелей. Люди решают обзавестись собственным рыбным хозяйством – разводить рыбу в прудах. Рыба из этих прудов неизбежно попадает в природные водоемы. Владимир Габаев на протяжении многих лет исследует местные водоемы, по его наблюдениям, незваные гости осваивают не только реки, вытесняя местную рыбу, но уже штурмуют горные озера. Новые виды рыб он обнаружил, например, в озере Коз и Зонкарском водохранилище.

Говорит Владимир Габаев:

«Кому ни лень завезли сюда разную рыбу. Появилась американская радужная форель, которая слишком сильный конкурент для нашей ручьевой форели. Эта рыба удрала из водоемов, она и икру, и мальков поедает, она хорошо переносит перепады температуры и загрязнение водоемов. Идет сильная конкуренция за корм, и американская радужная форель притесняет нашу. Кроме того, карпы и караси уже появляются в наших реках, говорят, щуку уже ловили в городском озере.

Контроль со стороны государства над этой сферой отсутствует. Поэтому все зависит от сознательности людей. Но доморощенные рыбозаводчики даже не задумываются, какой ущерб могут причинить окружающей природе. И даже если бы задумывались – сами они технически не в состоянии установить биологический и карантинный контроль.

Нельзя вот так вот бесконтрольно завозить сюда рыбу. Они привозят с собой какие-то новые болезни, глистные заболевания, которых у нас раньше не было, то теперь, боюсь, будут. Кому это нужно? Зачем, например, замещать щукой ту же форель, того же усача? В Знаурском районе у нас четыре речки, все Проне называются. В них живут крабы – это уникальное и ценное наше коренное беспозвоночное. Их надо охранять, исследовать, про них надо писать диссертации. А недавно мне сказал один рыбак, что поймал там радужную форель, у которой все брюхо было набито этими крабами. Конечно, в таких делах на слово верить нельзя, информацию надо проверять, но сигнал, согласитесь, тревожный».

По словам Владимира Габаева, нужна срочная государственная программа по восстановлению, если не сказать спасению, местной ихтиофауны, которая, помимо прочего, предусматривала бы контроль над местными рыбными хозяйствами.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия