В Эргнети завершилась восьмидесятая встреча в рамках механизма по предотвращению инцидентов и реагированию на них. На встрече, продолжавшейся семь часов, обсуждали вопросы, связанные с грузинскими школами в Ахалгорском районе и с притеснением гражданской активистки Тамары Меаракишвили.
«Сегодня мы обсуждали очень много вопросов», – сказал представитель югоосетинской стороны Мурат Джиоев журналистам по завершении встречи в Эргнети. Восьмидесятая по счету встреча в рамках механизма по предотвращению инцидентов и реагированию на них длилась семь часов. Горячая тема для журналистов, как и для грузинской стороны, была связана с Ахалгори. Там де-факто власти оказывают давление на гражданскую активистку Тамару Меаракишвили. 17 августа ее обвинили в клевете на члена «Единой Осетии» Спартака Дряева. А двумя неделям ранее Тамару вызывали на допрос в прокуратуру. Следователей, как рассказала Тамара, не устраивает ее гражданская позиция, а также то, что она дает интервью «Эху Кавказа». Вот и сегодня Мурат Джиоев сказал, что не может комментировать действия югоосетинской прокуратуры:
Your browser doesn’t support HTML5
«Тамара Меаракишвили является гражданкой и жительницей Республики Южная Осетия. У нее был конфликт с гражданином Южной Осетии, который на нее подал жалобу, и ее пригласили в правоохранительные органы. Ну, у Тамары Меаракишвили была возможность сообщить об этом СМИ. И средства массовой информации, как обычно, раздули это дело. Это обычное дело».
С этим не согласен представитель грузинской стороны Кахабер Кемоклидзе:
«Госпожа Меаракишвили – местная активистка в оккупированном Ахалгори. Де-факто власть заявляет, что ей предъявлено обвинение в клевете и что это внутреннее дело так называемой РЮО. По нашим оценкам идет целенаправленное притеснение этого человека, и необходимо, чтобы с нашей стороны, со стороны международных организаций этому дело уделялось пристальное внимание».
В свою очередь Мурат Джиоев поспешил успокоить грузинское общество и по другому волнующему вопросу – о новых правилах в шести грузинских школах в Ахалгорском районе. В Тбилиси считают, что идет целенаправленный запрет обучения на грузинском языке. Это не ограничение, а адаптация, пояснил Джиоев грузинским журналистам:
«Изучение грузинского языка будет продолжаться. Но, поскольку это не вписывается в образовательные стандарты РЮО, с этого учебного года, с первого класса вводится обучение в грузинских школах по той же системе, что и во всей Южной Осетии. Это означает, что с первого класса будут изучаться осетинский, грузинский, русский языки, а потом еще добавится и английский язык. Ни на один час количество уроков грузинского языка ни в одном классе уменьшаться не будет».
Затронули на Эргнетской встрече и вопрос о гражданине Грузии Георгии Гиунашвили. Он с июня 2016 года находится в Цхинвальской тюрьме. Де-факто власти обвиняют его диверсионно-террористической деятельности. Гиунашвили приговорен к 20 годам лишения свободы. По словам Джиоева, права Гиунашвили не ущемляются. 18 июля у него было свидание с супругой, а с помощью Красного Креста он даже получает посылки.
Тем не менее грузинская сторона и сегодня потребовала незамедлительного освобождения Гиунашвили. По словам Кахабера Кемоклидзе, он задержан абсолютно необоснованно.
Приятным фактом стороны назвали то обстоятельство, что с момента предыдущей встречи, с 11 июля по сегодняшний день, на разделительной линии не было обострения ситуации и, в частности, не фиксировалось задержаний местных жителей за так называемое незаконное пересечение границы.
Следующая встреча в Эргнети состоится 3 октября.