Парламент Южной Осетии рассмотрит закон о передаче полномочий Высшего арбитражного суда Верховному суду республики. Соответствующие изменения парламентарии намерены внести в Конституцию.
Парламент Южной Осетии открыл осеннюю сессию, на которой депутатам предстоит рассмотреть ряд важных законопроектов. Говорит спикер парламента Южной Осетии Петр Гассиев:
«Пока депутаты были на каникулах, аппарат парламента работал, принимал заявления, законопроекты. Они разосланы по профильным комитетам, когда там работа будет закончена, будем выносить их на президиум и потом на сессию. Среди наиболее интересных законопроектов – законопроект о судах, о реформировании и структуризации судов».
Законопроект предусматривает передачу полномочий Высшего арбитражного суда Верховному суду Южной Осетии. Продолжает Петр Гассиев:
Your browser doesn’t support HTML5
«Высший арбитражный суд упразднен, его функции фактически выполняет Верховный суд, и в связи с этим необходимо принять необходимые изменения в Конституцию. Образовалась новая организация, которая требует новых реформ и назначений».
Закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию «О Верховном суде Республики Южная Осетия» был принят 7 мая 2014 года. Он предусматривал установление переходного периода до 1 января 2015 года, в течение которого Высший арбитражный суд упразднялся, а его полномочия в качестве суда надзорной и кассационной инстанции передавались в юрисдикцию Верховного суда. Однако Высший арбитражный суд продолжал числиться бюджетополучателем. В госбюджете на 2017 год правительством республики было выделено на его деятельность около 15 млн рублей, поскольку правительство Южной Осетии приостановило действие конституционного закона «О Высшем арбитражном суде РЮО». Де-юре суд был упразднен, но де-факто продолжал существовать. Эти противоречия послужили причиной острых дискуссий в 2016 году между тогдашним спикером Анатолией Бибиловым и президентом Леонидом Тибиловым.
Говорит югоосетинский эксперт Юрий Вазагов:
«Реализация всех этих конституционных положений тормозилась противоречиями между исполнительной и законодательной ветвями власти, и сейчас есть возможность наконец эту затянувшуюся реформу закончить, приняв соответствующие поправки, и оформить законодательно этот процесс. Много противоречий было вокруг этого суда. На бумаге он уже не существовал, но на практике существовал, и в бюджете на его деятельность выделялись деньги».
Эксперты отмечают, что в республике по-прежнему не создан Конституционный суд, формирование которого также предусмотрено судебной реформой. Продолжает Юрий Вазагов:
«Все политики и политические партии Южной Осетии в предвыборных лозунгах говорят о необходимости скорейшего создания Конституционного суда. Думаю, что пока в Южной Осетии политическое затишье, до очередных политических баталий есть смысл обсудить предметно этот вопрос, чтобы, когда мы войдем опять в очередной предвыборный цикл, этот вопрос не стал предметом предвыборных дискуссий».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия