На Украине продолжается дискуссия о предстоящей школьной реформе. Сразу после летних каникул, 5 сентября, украинский парламент принял закон "Об образовании". Документ, в частности, вводит обучение учащихся по программам 12-летнего полного общего среднего образования (для начального и профильного среднего образования – с 1 сентября 2018 года, для базового среднего образования – с 1 сентября 2022 года). Предполагается, что языки нацменьшинств, в частности, русский, венгерский, румынский, польский, молдавский, школьники будут изучать только в младших классах, но уже с 2020 года этой нормы не будет и украинское образование станет на 100% украиноязычным. На языках национальных меньшинств сейчас обучаются примерно четыре сотни тысяч детей в 735 учебных заведениях.
Как заявила в интервью "Громадському радіо" министр образования Украины Лилия Гриневич, "Украина – единственная страна – носитель украинского языка, и закон "Об образовании" расширяет употребление государственного языка в сфере образования, и это вполне естественно и нормально". По словам министра, недопустимо, когда в школах с языками нацменьшинств дети, получив полное среднее образование, не владели украинским и в результате имели ограниченный доступ к высшему образованию в стране.
Реформа образования, реализация которой обойдется госбюджету в три миллиарда долларов, уже стала поводом для критики как внутри Украины, так и за ее пределами. Примечательно, что с требованием к президенту страны Петру Порошенко наложить вето на закон "Об образовании" обратились не только украинские оппозиционные политики, но и соратник главы государства, руководитель Закарпатской обладминистрации Геннадий Москаль (на Закарпатье проживают не менее 150 тысяч этнических венгров, а также более 20 тысяч этнических словаков и румын).
Соавтор закона "Об образовании", председатель парламентского подкомитета по вопросам науки и образования Тарас Кремень говорит, что документ полностью соответствует Конституции Украины:
Исключения возможны только лишь для представителей коренных народов, в первую очередь это касается крымских татар
– При подготовке этого документа вопрос языка обсуждался на не менее чем на двадцати заседаниях нашего комитета, и большая их часть проходила с участием лидеров общественных организаций, академических кругов, депутатов, представителей различных ведомств и иностранных посольств. Ключевая фраза, с которой начинается седьмая языковая статья, гласит: "Учебный процесс во всех учреждениях образования осуществляется на украинском языке". И это положение полностью отвечает Конституции Украины. Что же касается национальных меньшинств, то, согласно закону, их представители имеют право обучаться в отдельных группах детских садов, классах начальной школы, в которых кроме украинского будет использоваться в образовательном процессе язык соответствующего меньшинства. То есть, для того чтобы не были ущемлены права национальных меньшинств, должны быть созданы группы, в зависимости от численности, и учебный процесс в них будет проходить, в том числе, и на языке нацменьшинства.
Должна быть интеграция государственного языка в государство Украина совместно с языком проживающего компактно нацменьшинства на отдельно взятой территории. Начиная с 5-го класса, то есть при переходе учащихся в среднюю школу, все обучение будет вестись на украинском. Исключения возможны только лишь для представителей коренных народов, в первую очередь это касается крымских татар, которые могут сохранять двуязычие во время учебы до окончания старшей школы. Соответственно, сама система такого образования, если президент Порошенко подпишет закон, стартует 1 сентября 2018 года, а для тех, кто начал учиться в школах с языком национального меньшинств раньше, – с 1 сентября 2020 года. При этом в период предстоящих трех лет в школах с языком нацменьшинств постепенно будет увеличиваться количество предметов с обучением на украинском языке.
Следующий компонент реформы: в учебных заведениях в соответствии с образовательными программами, которые утверждаются на местном уровне – управлениями, отделами образования и так далее, могут преподаваться одна или несколько дисциплин с двумя и более языками – государственным, английским или любым другим официальными языком Евросоюза. Следует отметить, что из 24 языков ЕС есть и языки некоторых национальных меньшинств Украины, в том числе словацкий, болгарский, венгерский и румынский. Отвечая нашим оппонентам, хочу сказать, что русский язык не является языком ЕС, поэтому даже отдельные предметы или дисциплины, кроме курса русского языка, не могут преподаваться на русском ни в базовых, ни в профильных, ни в музыкальных или художественных школах, не говоря уже о системе высшего образования и профтехобразовании. Важно подчеркнуть, что это не закон о языке, а закон об образовании, и если возникают некоторые сложности в его интерпретации, то наши коллеги из других комитетов Верховной Рады готовы в ближайшее время пересмотреть языковое законодательство, создать необходимые условия для обучения и использования языка нацменьшинств и тем самым создать языковой баланс. Украина – многонациональная страна, и мы заинтересованы в том, чтобы язык, культура, традиции каждого национального меньшинства, и тем более коренных народов, были сохранены. Но, с другой стороны, мы также заинтересованы и в том, чтобы выпускники украинских школ в Украине владели необходимыми минимальными знаниями для продолжения учебы в наших вузах и учреждениях профтехобразования.
– Как вы расцениваете критику закона об образовании не только внутри Украины, но и ее соседями – Венгрией, Румынией, Польшей, Молдавией, Россией?
Это необходимо для того, чтобы выпускники школ были конкурентоспособными и эффективными в Украине как украинцы
– Владение государственным языком в любой стране – обязательный минимум, предусмотренный Основным законом. Но никто не вправе запретить преподавание отдельных дисциплин – родных языков, истории, культуры, традиций на языке национальных меньшинств. В принятом законе мы учли существующую в мире практику преподавания языка нацменьшинств и государственного языка. Я избран депутатом Верховной Рады по одномандатному округу в Николаеве, на юге Украины. Чтобы вы понимали: Закарпатье сейчас на последнем месте в стране по владению украинским языком среди выпускников средних школ, а на предпоследнем – Николаевская область. Поэтому приоритеты должны быть очевидны. Мы не можем дискриминировать права украинских старшеклассников, которые хотят поступить в наши вузы или учреждения профтехобразования. На должном уровне владеть государственным языком – обязанность представителей современного общества, и это необходимо для того, чтобы выпускники школ были конкурентоспособными и эффективными в Украине как украинцы. И мы не должны путать вопросы нацменьшинств и пятой колонны, которая пытается любым способом узурпировать реформы в Украине. В свое время звучала и жесткая критика реформы МВД, создания Национальной полиции, но если бы не она, то восточные границы Украины не были бы такими крепкими. Сегодня пытаются приостановить и каким-то образом повлиять на закон "Об образовании" через языковую статью. Поэтому считаю, что все эти диверсии, включая и языковые, и разные политические и гибридные, надо воспринимать адекватно и находить им соответствующую реакцию, – говорит Тарас Кремень.
МИД России новую украинскую реформу назвал попыткой "майданной" власти осуществить полную украинизацию образовательного пространства страны. Как отмечает руководитель львовского отделения пророссийского движения "Украинский выбор – Право народа" Олег Ростовцев, хотя в законе "Об образовании" русский язык и не упоминается, очевидно, что главной его целью является ущемление прав русскоязычных жителей Украины:
– На сегодняшний день в Украине обучение осуществляется на шести языках. Из более чем 15 тысяч школ с русским – 581, с румынским – 75, с венгерским – 71, с молдавским – 3 и с польским – 5 учебных заведений. То есть сейчас в стране осталось всего лишь 3,7% русскоязычных школ. И что важно – в частных школах, где решение принимается на основании заявок родителей, выбор в пользу русского языка составляет более 40%. В законе прописано, что в начальной школе со следующего года еще останутся классы с преподаванием на языках национальных меньшинств, а вот с 5-го класса обучение только на украинском, и с 2020 года все образование в стране станет украиноязычным. Предполагается, что с 2018-го будет полностью прекращено издание учебников на русском языке. Все эти законодательные новации противоречат 10-й статье Конституции Украины, в которой сказано, что государственным языком является украинский, но государство способствует развитию и русского языка, и языков других национальных меньшинств.
Это ущемление прав граждан Украины разных национальностей, нарушение Декларации прав национальностей Украины от 1991 года
Конечно же, все школьники должны знать государственный язык, но они должны иметь право и получать образование на языке своих предков. Это и в психологическом, и в культурном отношении является необходимостью. В законе дали поблажку представителям коренных народов. Имеются в виду фавориты украинских властей – крымские татары, гагаузы, крымчаки, караимы. И сейчас речь идет о будущем закрытии не только русских, но и венгерских, польских, румынских, молдавских школ. И это ущемление прав граждан Украины разных национальностей, нарушение Декларации прав национальностей Украины от 1991 года, уже упомянутой мной статьи Конституции и ряда международных документов, в частности, закона Верховной Рады "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств" от 2003 года. Если подытожить, то принятый закон имеет явный экономический и материальный характер. С одной стороны, идеологическое давление на русскоязычных граждан, а с другой – экономический фактор. В Раде прекрасно знают, что многие родители будут отдавать последнее, чтобы учить своих детей в частных школах, где за немалую плату будет предоставляться возможность обучения, в том числе, и на русском. Это же касается и обучения в вузах. Новый закон "Об образовании" направлен против правовых и экономических интересов украинских граждан, – полагает Олег Ростовцев.
Между тем принятая Верховной Радой реформа системы образования может стать яблоком раздора между странами ЕС и Украиной. С заявлениями о нарушении прав нацменьшинств уже выступили власти Венгрии. МИД этой страны направил жалобы в ряд международных организаций касательно украинского закона "Об образовании". Обеспокоенность по этому поводу высказали в Румынии и Польше. Пересмотреть новую политику в отношении этнокультурных меньшинств призвал Киев пророссийский президент Молдавии Игорь Додон. Реакцию стран-соседей на языковое положение образовательной реформы комментирует директор Института стратегических исследований "Новая Украина" Андрей Ермолаев:
– Такого рода решение серьезно усилило те политические силы соседних государств, которые и раньше выступали с консервативной позиции относительно ограничения европейской перспективы Украины, укрепления своих интересов в украинском обществе, особенно учитывая борьбу за разные культурные миры, влияние на территории, где проживают их соотечественники. Речь идет о Венгрии, Румынии и Польше. Поэтому такое решение для них оказалось своевременным и удачным. Это еще один повод указать на недемократичность процессов в Украине, указать на ее незрелость и неготовность участвовать в полноценном европейском процессе. Будапешт и Бухарест уже открыто выступили с этих позиций. Но в чем их реальный интерес? По сути, в условиях внутреннего кризиса, нерешенных проблем политической системы и самоуправления наши соседи получили дополнительные рычаги влияния и аргументы в отношении тех территорий и этнокультурных сообществ, к которым у них особый интерес.
Мы на грани серьезного кризиса, прежде всего, во взаимоотношениях с нашими европейскими партнерами
Возникает реальный риск того, что новый формирующийся региональный геополитический кризис может обернуться и новой волной локального сепаратизма. Жители, которые получают сейчас моральную, гуманитарную поддержку стран – соседей по Центральной Европе, будут искать тех, кто защищает их интересы. И это не только депутаты в местных органах власти и парламентах, но и политические силы, которые сейчас подхватят тему особых интересов этих меньшинств. Грубо говоря, этим решением украинская власть вызвала серьезную критику за несбалансированность внутренней политики, укрепила подозрения в угрозе нового украинского национализма и укрепила позиции тех соседей, которые являются нашими конкурентами и ведут борьбу за свой социальный капитал. И таким социальным капиталом для них является население, которое считает себя соотечественниками, где раздаются их паспорта, где формируются территории внешнего влияния. Чем это грозит Украине? Не исключено, что не только страны-соседи, но и лидеры Евросоюза в ближайшее время дадут критическую оценку спорному положению образовательной реформы. Под вопросом может отказаться и обсуждение дальнейших программ интеграции Украины в ЕС, учитывая специфику европейских образовательных программ, связанных с правами национальных меньшинств, и учитывая конкретную историческую ситуацию, в которой находится Украина: война в Донбассе, большие проблемы с северным соседом, напряжение, связанное с необходимостью постоянной политической, финансовой помощи. И сейчас многое зависит от того, как президент Петр Порошенко, учитывая предстоящие его встречи и в рамках Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, и переговоры по Донбассу, насколько он сможет объяснить, что же происходит в его собственной стране в вопросах культурной политики, гражданских прав. Поэтому мой прогноз грустный: мы на грани серьезного кризиса, прежде всего, во взаимоотношениях с нашими европейскими партнерами, а страны Центральной Европы не преминут воспользоваться ситуацией, чтобы усилить свое влияние на те украинские территории, где проживают их соотечественники, – считает руководитель Института стратегических исследований "Новая Украина" Андрей Ермолаев.
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман накануне поручил главе внешнеполитического ведомства Павлу Климкину и министру образования и науки Лилии Гриневич встретиться с послами стран Европейского союза и разъяснить им детали закона "Об образовании". Этот документ, заявил руководитель правительства, "обеспечивает нормальный доступ к языкам нацменьшинств и дает новые возможности для применения государственного украинского языка на всей территории нашей страны".