Transparency International выступило с критикой в адрес прокуратуры Грузии. Она, как утверждают правозащитники, не предоставляет обществу информацию об итогах расследования 34 нашумевших дел по фактам последних пяти лет – это незаконные слежки, возможные преступления, совершенные сотрудниками правоохранительных органов, и другие случаи.
В 2012 году коалиция «Грузинская мечта» обещала восстановить справедливость, однако после ее прихода к власти многие нашумевшие дела либо не были расследованы, либо общественности не сообщают об итогах этих расследований, сказано в заявлении НПО Transparency International. Представители этой организации обратились в прокуратуру с просьбой предоставить им информацию о ходе расследований 34 таких дел, однако получили отказ. Сокрытие информации о делах, пользующихся высоким общественным интересом, незаконно, утверждает глава грузинского филиала Transparency International Эка Гигаури:
«Прокуратура не имела права отказывать нам в предоставлении этой информации. В свое время, когда эти дела были особо актуальными, делалось очень много заявлений как со стороны неправительственного сектора, так и самой прокуратуры. Там заявляли, что берут на себя ответственность за скорейшее расследование этих фактов. Однако по сей день у нас нет информации о том, насколько эффективны были расследования».
Your browser doesn’t support HTML5
Всего Transparency International запросило у прокуратуры информацию о 34 таких делах, говорит юрист Олико Шермадини:
«Эти дела мы распределили по нескольким категориям - преступления, совершенные в предвыборный период, тайная слежка и записи, есть и другие нашумевшие дела, которые в разные периоды привлекли внимание общественности. По сей день неизвестны итоги расследования фактов насилия (над заключенными), обществу не предоставляют информацию о лицах, причастных к созданию системы незаконного слежения (обнаруженной в 2014 году в здании телекомпании «Рустави 2»)».
На эти обвинения неправительственного сектора сегодня ответила министр юстиции Тея Цулукиани:
«Некоторые части расследования засекречены до тех пор, пока дело не будет передано в суд. Насколько мне известно, все получают от прокуратуры ту информацию, которая не мешает расследованиям и которую могут предоставить по закону. Если, несмотря на это, существуют претензии, двери правосудия открыты для всех и стороны могут представить друг другу аргументы уже в зале суда».
Однако сегодня добиться ответа от прокуратуры невозможно и в зале суда, утверждает представительница Центра по изучению и мониторингу прав человека Софо Вердзеули:
«У нашей организации была похожая ситуация, когда мы запросили информацию у прокуратуры и нам отказали. Мы обратились в суд, однако он не удовлетворил наше требование. Как оказалось, это не единичный случай, и это не соответствует закону. Информация по делам, пользующимся высоким общественным интересом, должна быть доступна. Когда речь идет о возможных дискриминационных политических преступлениях, правоохранительные органы должны быть заинтересованы в распространении информации, чтобы в обществе не росло чувство несправедливости и незащищенности. Появляются вопросы: насколько может правоохранительная система справиться с такими преступлениями и не имеем ли мы дело с политической предвзятостью и двойными стандартами в правоохранительной системе».
Между тем представители неправительственного сектора высказали опасения по поводу того, что лица, причастные ко многим нашумевшим преступлениям, могут сегодня занимать высокие политические должности. Поэтому организация Transparency International призывает парламент Грузии проконтролировать процесс расследования этих дел.