Военные потребности Грузии учтены в оборонном бюджете США на 2018 год. Сенат утвердил документ, определяющий военные расходы страны – «Акт авторизации национальной обороны США». Чем помогут американские партнеры Грузии?
О любой помощи, которую оказывают на любом уровне США Грузии, грузинская власть молниеносно оповещает грузинское общество. Особенно когда речь идет об обороноспособности, территориальной целостности и евроатлантических устремлениях Грузии. Именно об этом говорится в законопроекте о военном бюджете США на будущий год. Законопроект был утвержден накануне Сенатом, сообщила глава парламентского комитета по вопросам Евроинтеграции Тамар Хулордава:
«В ходе обсуждения военных расходов США Грузия была упомянута как надежный стратегический партнер США. В документе однозначно сказано о том, что США продолжит поддержку интеграции Грузии в НАТО и ее обороноспособности, и осуждены агрессивные действия, которые осуществляет Россия по отношению к Грузии».
Your browser doesn’t support HTML5
В тексте оборонного бюджета США также отмечается, что Конгресс США «не признает независимость Абхазии и Южной Осетии, в настоящее время оккупированных Российской Федерацией».
Также отмечено, что «Российская Федерация продолжает свою агрессию у своих границ. В 2008 году Российская Федерация спровоцировала конфликт в Грузии. Далее Российская Федерация руководит объединенными российско-сепаратистскими подразделениями на востоке Украины, активно разжигающими насилие, продлевая самый существенный конфликт в Европе».
Этими и еще другими факторами конгрессмены обосновывают необходимость финансовой военной помощи не только Грузии и Украине, но и другим странам Восточной Европы.
Документ теперь должен подписать президент Дональд Трамп. В МИДе и в оборонном ведомстве Грузии отказались говорить, о какой сумме идет речь, предложив дождаться вступления документа в силу.
Грузинские наблюдатели вспомнили предвыборные обещания президента Трампа о сокращении военной помощи зарубежным партнерам. Впрочем, тут же поспешили добавить, что с тех пор многое изменилось.
Главный редактор военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили предпочитает акцентировать внимание на том, что дело иногда не в количестве денег, хотя и они не помешают, но и в качестве оказанной помощи. Аналитик вспоминает, что такая помощь из Вашингтона поступала еще с 2001 года, когда началось осуществление программы «обучения и экипировки Грузии» (Georgia Train and Equip Program). Уже тогда, по словам Аладашвили, было предпочтительно, чтобы грузинских военных готовили не к партизанским боям для международных миссий, а для отражения агрессии гораздо более сильного противника. Ираклий Аладашвили надеется, что на этот раз в планах создание совместного грузино-американского учебного центра в Вазиани, именно об этом и идет речь:
«На полигоне Вазиани должна вестись подготовка грузинских батальонов к отражению наступления бронетанковой армады, а также воздушных сил условного противника. Это нам очень нужно не только сейчас, это требовалось нам и тогда, в начале двухтысячных, поскольку кто наш реальный противник, мы и тогда догадывались и теперь знаем хорошо. Так что если бы в этом направлении готовились наши девять батальонов, это было бы значительным шагом вперед в грузино-американском сотрудничестве в военно-технической и военно-политической сферах».
Политолог Ника Читадзе обращает внимание на заявления американских и грузинских чиновников о технической помощи на протяжении года:
«Речь идет о поставках Грузии противотанковых и противовоздушных систем. Если в случае Украины США рассматривает поставки оружия летального характера для возможной наступательной операции в Восточной Украине, то Грузии для отражения вероятной агрессии России в первую очередь необходимо вооружение оборонного характера».
Последние годы американская военная помощь Грузии составляла от 50 до 70 миллионов долларов США.