Вашингтон на северокорейском распутье

Ким Чен Ын наблюдает за стартом баллистической ракеты средней дальности

"Абсурд" – так пресс-секретарь Белого дома охарактеризовала в понедельник заявление северокорейского министра иностранных дел о том, что США объявили войну Северной Корее. Это заявление вкупе с его предупреждением, что у Северной Кореи есть право сбивать американские военные самолеты, находящиеся в международном воздушном пространстве, вызвало повышенное внимание американской прессы и комментаторов.

В конце прошлой недели министр иностранных дел КНДР Ли Ен Хо, прибывший на сессию Генеральной ассамблеи ООН, объявил о том, что Северная Корея может испытать водородную бомбу над Тихим океаном. В понедельник он заявил, что Пхеньян рассматривает предостережения президента Трампа о готовности ответить силой на провокации со стороны Северной Кореи как объявление войны и может предпринять соответствующие действия.

Американские наблюдатели и комментаторы увидели в реплике министра потенциальный признак готовности Пхеньяна пойти на обострение кризиса. "Северная Корея говорит, что у нее есть право сбивать американские военные самолеты", – пишет газета "Нью-Йорк Таймс", а "Вашингтон Пост" отмечает, что "слова Ли повысили беспокойство относительно вероятности элементарного просчета, который может спровоцировать военную конфронтацию, которая выйдет из-под контроля".

Американские и южнокорейские ВВС над Корейским полуостровом

Официальный Вашингтон тут же пояснил, что никто не объявлял войну Пхеньяну, но, по словам представителя Пентагона, США имеют право свободно действовать в международном морском и воздушном пространстве и готовы прибегнуть к любым способам защиты Соединенных Штатов и союзников от угрозы, представляемой Северной Кореей.

Люди из ближайшего окружения президента Трампа почти откровенно признают, что Белый ведет конфронтацию с Пхеньяном на ощупь. Администрация Трампа не готова принять и признать Северную Корею в роли ядерной державы, способной угрожать ядерным ударом Соединенным Штатам, но она не видит ясного пути к предотвращению появления у Пхеньяна масштабного арсенала ядерного оружия. Пока, несмотря на резкие заявления и угрозы в адрес северокорейского руководства со стороны президента Трампа, ставка сделана на дипломатию, на ужесточение экономической и финансовой блокады Северной Кореи, хотя, как признал в понедельник советник президента Трампа по вопросам национальной безопасности отставной генерал Макмастер, "мы надеемся, что нам удастся избежать войны с ними, но мы не можем сбросить со счетов такую возможность, учитывая серьезнейшую угрозу, представляемую Северной Кореей". Макмастер предупредил, что даже ограниченные военные меры, например, морская блокада северокорейских портов, через которые осуществляется незаконная доставка грузов для северокорейского режима, чреваты войной.

Морская блокада или перехват торговых судов, направляющихся в порты Северной Кореи, – один из вариантов действий, предлагаемых американскими экспертами. Среди вариантов – электронные атаки, объектами которых могут стать лаборатории, где разрабатывается ядерное оружие, или электромагнитные атаки, которые помогут уничтожить системы связи и управления северокорейской армии. Специалисты говорят и о психологической войне, направленной против северокорейской политической и военной элиты с целью убедить северокорейскую верхушку, что не в ее интересах поддержка Ким Чен Ына. Говорят, что Пентагон рассматривает варианты перехвата северокорейских ракет, как предупреждение Пхеньяну.

Дональд Трамп объявляет о введении новых санкций в отношении Северной Кореи

Проблема заключается в том, что в этой ситуации нет надежного пути решения проблемы северокорейского ядерного оружия, считает американский военный эксперт, бывший высокопоставленный сотрудник Пентагона Дэниэл Гурэ:

Я не верю, что Дональд Трамп решит начать военный конфликт

– Я не думаю, что эту проблему можно разрешить с помощью военной операции. Нам вряд ли удастся одним ударом уничтожить ядерный арсенал Ким Чен Ына. Такой шаг в любом случае спровоцирует конфликт с применением обычного оружия. Администрация Трампа, на мой взгляд, это осознает. Вопрос сейчас заключается в том, как далеко она готова зайти, повышая давление на Пхеньян, чтобы убедить его, что создание ядерного арсенала – не в его интересах. Я не верю, что Дональд Трамп решит начать военный конфликт, чтобы избавиться от северокорейского ядерного оружия, но все другие меры могут быть задействованы американской администрацией. Трудно представить, что Трампу удастся заставить северокорейский режим отказаться от ядерного оружия, но приемлемым вариантом для него может быть отказ Северной Кореи от испытания ядерного оружия и баллистических ракет, то есть своего рода, заключение перемирия на неопределенное время.

Дэниэл Гурэ считает, что риск прямого военного конфликта сейчас высок:

– Не исключено, что давление, которое сейчас оказывается на Пхеньян, спровоцирует конфликтную ситуацию. Скажем, Пентагон организует еще один демонстрационный полет американских бомбардировщиков неподалеку от северокорейских границ для того, чтобы продемонстрировать нашу решимость, и Ким Чен Ын даст приказ атаковать их, как пригрозил министр иностранных дел Северной Кореи. Вспомним, как началась война на Тихом океане. США послали свой военный флот, базировавшийся в Сан-Диего, в Перл-Харбор, чтобы предупредить Японию о том, что ее агрессивное поведение неприемлемо. Мы к тому времени ввели санкции против Токио, пытались действовать с помощью дипломатии, и чем это обернулось? – напомнил Дэниэл Гурэ.

Радио Свобода