Страсти вокруг названия главного праздника

Каким все же будет название праздника, который будут отмечать граждане Абхазии в субботу 30 сентября?

Сегодня, 27 сентября, в Абхазии отмечается в качестве памятного рабочего День освобождения Сухума. Он ежегодно становится как бы предисловием к главному, пожалуй, государственному празднику республики – грядущему через четыре дня, 30 сентября, Дню независимости, как он на сегодняшний момент официально называется.

Кроме традиционных мероприятий, организуемых администрацией города и комитетом по вопросам молодежи и спорта администрации, – возложения цветов в Парке Славы, прохождения по набережной Махаджиров пешей колонны с государственным флагом, праздничного концерта у колоннады на набережной, спортивных мероприятий и других, – в четыре часа началась и раскраска автомобилей посредством трафарета и клейкой лентой национальной символики. 20 этих автомобилей потом приняли участие в автопробеге к мемориалу Владислава Ардзинба и к мемориалу Славы, но волонтеры по желанию водителей наносили надписи на стекла, на различные части кузова и других автомобилей. Краска на машинах держится до двух недель и смывается обычной водой.

Your browser doesn’t support HTML5

Страсти вокруг названия главного праздника

Ну, а каково все же название праздника, который будут отмечать граждане Абхазии в субботу 30-го? Официально, повторюсь, это День независимости. Пока. Хотя сегодня, поездив по сухумским улицам, я то и дело видел уже развешенные везде транспаранты и растяжки с поздравлениями с Днем Победы. Напомню также нашей аудитории, что в нынешнем июне депутаты абхазского парламента приняли в первом чтении (26 – «за», двое – «против» и двое воздержались) законопроект о внесении изменений в закон «О праздничных и выходных днях в Республике Абхазия». По этому законопроекту, который представил председатель парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Илья Гуния и поддержал спикер Валерий Кварчия, нынешний праздничный выходной День независимости 30 сентября предлагается переименовать в День Победы в Отечественной войне народа Абхазии, а праздничным выходным Днем Независимости сделать 25 августа, потому что в 1990 году в тот день Верховный Совет Абхазской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете.

Несмотря на почти единогласное принятие законопроекта в первом чтении, обсуждение его оказалось тогда весьма продолжительным и бурным, было высказано немало аргументов против. А недавно, в сентябре, на расширенном заседании отдела истории Абхазского института гуманитарных исследований им. Д.И.Гулиа этот законопроект был резко раскритикован. К полемике по данному вопросу в очередной раз обратились СМИ... Вполне предсказуемой представляется тут реакция многих, особенно со стороны: «Что, в Абхазии решены все проблемы и больше не о чем спорить с таким жаром и пылом?»

Но не стоит отделываться сарказмом. На самом деле те, кто в теме, прекрасно помнят, что дискуссия эта не возникла ни с того, ни с сего, что у спора этого весьма давняя история. Собственно, в народе день окончания грузино-абхазской войны так, Днем Победы, всегда и называли. Я присутствовал на заседании сессии абхазского парламента второго еще созыва, проходившем, помнится, в конференц-зале кабмина, на четвертом этаже, когда утверждалось название День независимости, и помню, что и тогда, лет пятнадцать назад, многие парламентарии бурно ратовали за название «День Победы». Но победил авторитет первого президента Абхазии, предлагавшего ныне принятый вариант.

Тем не менее, вопрос не был закрыт. И такие, как сегодня, транспаранты вывешивались в конце каждого сентября и в прежние годы, и люди поздравляли друг друга с днем Победы, а не с Днем независимости. Пару лет назад в интервью одному из СМИ ведущий научный сотрудник отдела истории АбИГИ, кандидат исторических наук, полковник в отставке Валико Пачулия предложил переименовать этот праздник в День Победы и Независимости. Мне это компромиссное, назовем его так, предложение показалось вполне разумным. В частности, потому, что если сделать 30 сентября просто Днем Победы, то в календаре праздничных и памятных дат Абхазии их было бы два, ведь есть еще День Победы 9 Мая. Не исключаю, кстати, что этот момент учитывал в свое время, помимо прочего, и Владислав Ардзинба.

Не могу утверждать, что авторы нынешнего, принятого в первом чтении законопроекта, забыли про это немаловажное обстоятельство, но если они посчитали, будто дополнение в названии сентябрьского праздника «в Отечественной войне народа Абхазии» решит проблему и избавит от путаницы, то это, по-моему, заблуждение.

И уж вовсе запутавшим ситуацию и резко увеличившим в обществе число противников законопроекта стало предложение сделать 25 августа Днем независимости. Если, конечно, исходить из столь любезной сердцу некоторых людей цели еще больше увеличить число выходных дней в Абхазии и сделать это за счет дня в разгар курортного сезона, устроить народу не только январские, но и августовские каникулы, то да...

Но люди старшего и среднего поколения прекрасно помнят, что та самая Декларация о суверенитете 1990 года отнюдь не сыграла в истории Абхазии какой-то судьбоносной роли. Такие декларации принимались тогда во многих государственных образованиях СССР («парад суверенитетов»), и никакой реальной независимости после ее принятия, конечно, не наступало ни в других местах, ни у нас. В докладе на упомянутом расширенном заседании в АбИГИ Валико Пачулия сказал о декларации: «В этом документе предусматривается суверенитет только в рамках ГССР и СССР. Это подтверждается 9-м пунктом Декларации, где говорится: «Абхазская ССР участвует в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР и Грузинской ССР, активно содействует осуществлению на своей территории союзных и межреспубликанских программ». Поэтому день принятия Декларации о государственном суверенитете не может быть Днем независимости».

В гораздо большей степени, на взгляд историка, этому названию подходил бы день 23 июля, когда в 1992 году на заседании сессии ВС были приняты новое название Республика Абхазия и государственные атрибуты: герб и флаг. Но этот день в Абхазии уже отмечается как День государственного флага. В итоге Пачулия вернулся к своему уже прозвучавшему ранее предложению – именовать 30 сентября Днем Победы и Независимости. И обосновал это, в частности, тем, что «нецелесообразно отделять нашу Победу от нашей Независимости, так как именно кровью добытая наша победа способствовала установлению независимости Абхазии».

Доклад Пачулия получил среди историков поддержку, и они рекомендовали опубликовать его в СМИ для дальнейшего обсуждения.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия