ПРАГА---В Каталонии сегодня проходит запрещенный испанскими властями референдум о независимости. Задолго до начала референдума противостояние Барселоны и Мадрида достигло высшей точки кипения. Правительство Испании препятствовало проведению референдума юридическими и силовыми методами. Полиция действует решительно и сегодня, в день референдума. Мадрид твердо решил, что референдум противозаконен, нарушает Конституцию Испании и, более того, подрывает территориальное единство страны. Однако каталонское правительство заявило, что голосование пройдет в любом случае. Международные наблюдатели получили приглашения, бюллетени для голосования были напечатаны заблаговременно и сегодня раздавались на улицах для желающих голосовать. Избирательные комиссии работали весь день по мере своих возможностей. Нонна Суварян, журналист, бывший корреспондент «Эха Кавказа», сегодня весь день находилась в гуще событий. Мы обратились к ней с вопросами о том, как проходит голосование.
Нонна Суварян: Голосование проходит на разных участках по-разному. Например, сейчас я нахожусь перед одним из избирательных участков, который расположен в школе Escola Antoni Balmanya, здесь процесс голосования проходит довольно спокойно, полиция тут не появлялась. Буквально час-полтора назад тут была огромная очередь, которая полностью окружала очень большое здание школы, люди проходили к столам, они голосовали. Мне позволили попасть внутрь этого избирательного участка и снять, как это происходит. Вполне спокойная ситуация, тут люди с детьми, с собаками, я видела, приходили, пожилые люди. Каждый, кто подходит к урне, прежде чем проголосовать, фотографируется с этим бюллетенем, – ситуация тут, скажем так, довольно праздничная.
Your browser doesn’t support HTML5
Но это тут. А утром я побывала на другом избирательном участке, там же сняла кадры того, как полиция проникла в здание избирательного участка. Для того чтобы проникнуть в участок, они растолкали людей, которые перекрывали вход, им пришлось применить силу, они выломали стеклянную дверь, т.к. она была заперта. Они вынесли урны, весь материал, необходимый для голосования. Подобная ситуация повторилась на очень многих избирательных участках по всей Каталонии, а их, если я не ошибаюсь, 2300. Полиция по указу Верховного суда Каталонии, т.к. она должна была предотвратить это голосование, проникала на территорию этих участков, забирала все материалы для голосования и выносила их в черных пакетах.
В некоторых случаях, когда полицейские пыталась проникнуть, происходили столкновения с местными жителями, желающими проголосовать. Буквально час назад были опубликованы новые данные – 337 человек пострадало в результате этих столкновений, были применены резиновые пули против местных жителей, желающих проголосовать, которые, видимо, не давали полиции вынести эти урны, поэтому во многих местах ситуация была очень напряженной. Я еще раз повторю, что этого тут нет, пока спокойная ситуация, но здесь также ожидают прибытия полиции, потому что указ предотвратить голосование есть, – вопрос в том, когда прибудет полиция для того, чтобы изъять материал для голосования.
Амина Умарова: Присутствуют ли международные наблюдатели?
Нонна Суварян: Я знаю, что группа наблюдателей прибыла, но я предполагаю, что не в таком количестве, чтобы они могли находиться на всех избирательных участках. На самом деле, я видела наблюдателей, но мне сложно сказать, были ли они международного уровня или просто местные добровольцы и местные наблюдатели, которые следили за всем процессом. Каталония призывает всех максимально снимать на видео все, что происходит на избирательных участках, снимать на видео то, как полиция пытается проникнуть в эти здания, поэтому очень много кадров циркулирует в интернете, в социальных сетях всех этих столкновений между полицией и желающими проголосовать.
Амина Умарова: Испанская полиция препятствовала работе на избирательных участках, но никто физически не сопротивлялся – каталонцы были предупреждены о том, что ни в коем случае не стоит этого делать. Соблюдалось ли это правило?
Нонна Суварян: Это очень важно, и даже на этом избирательном участке, где я сейчас нахожусь, несколько раз выходили и призывали местных жителей, чтобы в случае прихода полиции они не сопротивлялись, чтобы они позволили полиции исполнить свой служебный долг, т.е. чтобы не было никакого физического сопротивления.
Амина Умарова: Это не первая попытка каталонцев вынести вопрос о независимости на всеобщее голосование. В 2014 году предыдущий глава Женералитата Артур Мас также провел референдум о независимости, но Верховный суд Испании признал результаты незаконными, а Маса лишили права заниматься политической деятельностью на два года и наложили штраф на большую сумму. Каталонцы наступают на те же грабли или им придает уверенность вера в то, что независимость Каталонии может быть объявлена в ближайшее время?
Нонна Суварян: Артур Мас и еще девять человек, которые были включены в организацию референдума, были оштрафованы на пять миллионов евро, даже был создан фонд для сбора штрафа. То же самое ожидает местную власть. Ситуация очень напряжена. Есть ожидание того, что их тоже могут арестовать, а также оштрафовать, и это произойдет, скорее всего, судя по выступлениям центральной власти. Более того, все, кто находится на избирательных участках, кто руководит процессом избрания, контролирует ситуацию, также будут оштрафованы, и уже есть информация об этом, т.е. всех предупредили.
Говоря о полиции, важно отметить, что разная полиция – есть каталонская полиция и есть центральная полиция, которая мобилизована в Каталонию со всей Испании, они распределены по разным участкам в разных районах. Действия центральной и местной полиции несколько отличаются. Местная полиция приходила на участки, их встречали очень мирно, они просто приходили на участки, регистрировали тех людей, которые занимаются организацией процесса голосования на локальном уровне, а затем уходили. В свою очередь, центральная полиция – гражданская гвардия и национальная полиция – действовала более жестко, они проникали на участки, забирали урны и другой материал для голосования.
Что касается референдума, то как в прошлый раз, так и сейчас оба референдума признаны неконституционными Конституционным судом Испании. Более того, Верховный суд Испании призвал полицейских с шести утра сегодняшнего дня изымать все материалы для голосования, а также выводить людей с избирательных участков, чтобы голосование не состоялось, поэтому все действия полиции соответствуют этому указу Верховного суда.
Амина Умарова: Кто-то проводит экзит-поллы?
Нонна Суварян: Насколько мне известно, нет, но я не ручаюсь, потому что я не видела такого. И вообще, процедуры процесса голосования в течение дня менялись, и в течение этих дней ситуация серьезно менялась. Нам известно, что Мадрид заблокировал многие интернет-страницы с данными избирателей, были заблокированы приложения, через которые можно было следить за избирательным процессом. Был такой план «Б» – виртуальное голосование, – но и он был Мадридом предотвращен, потому что представители гражданской гвардии вошли в здание телецентра, откуда могли контролировать виртуальное голосование, и заблокировали эту возможность. Поэтому им приходилось импровизировать – например, если вначале каждый избиратель должен был пойти на конкретный избирательный участок рядом с его домом, то теперь, из-за того, что многие участки перекрыты и из многих участков вынесли урны, люди могут проголосовать в любом месте, там, где могут.
Амина Умарова: А как каталонцы относятся к тому, что им не позволяют воспользоваться правом самовыражения?
Нонна Суварян: Те люди, с которыми я общалась в течение этого дня, которые смогли голосовать и те, кто не смог проголосовать, все обвиняют Мадрид в том, что им не позволяют выразить мнение, желание. Вопрос не только в том, быть независимыми или нет, – многие из тех, кто сегодня приходит на избирательные участки, голосуют против независимости, т.е. вопрос в том, чтобы выразить, зафиксировать свое мнение: хотят или не хотят быть в составе Испании. На самом деле, в течение последних дней на фоне мобилизации национальной полиции и гражданской гвардии протест населения также рос, потому что они считают, что непропорционально использовать такого масштаба силы против голосующих. Хотя Мадрид в свою очередь отмечает, что абсолютно пропорциональная сила, что полиция действует в рамках закона, в соответствии с ситуацией. И вообще, весь сегодняшний день проходит на фоне взаимообвинений со стороны Мадрида и Барселоны. В свою очередь, Мадрид обвиняет Барселону чуть ли не в государственном перевороте, в том, что все ее действия абсолютно не законны и что все это чревато для них серьезными последствиями.
Амина Умарова: Вы говорили, что для каталонцев сегодня праздник, и они семьями приходили на избирательные участки. Они после голосования идут домой или остаются на улицах?
Нонна Суварян: Нет, многие проголосовавшие остаются перед избирательными участками. Дело в том, что с пятницы по официальному указу должны были закрыть все школы, т.е. в основном избирательные участки расположены в зданиях школ, колледжей и т.д. Так вот, был издан указ, чтобы все эти школы закрылись с пятницы до понедельника, чтобы никто не мог проникнуть в эти здания, поэтому директора школ, родители и просто жители районов решили выбрать такую тактику: они в пятницу вечером зашли в эти школы, в течение всех выходных проводили там разные мероприятия, разные классы, курсы – все, чтобы остаться в этой школе, дабы оправдать свое нахождение в этой школе. До 6 часов сегодняшнего дня они находились в школе.
Кстати, Мадрид за это очень сильно разгневался, он обвинил родителей и директоров в манипуляции детьми, что они пытаются включить детей в этот процесс, на что родители отвечали, что дети также имеют право принимать участие в этом процессе. И если сегодня не смогут проголосовать, то и в будущем эти дети также не смогут проголосовать, тем более что ситуация была довольно безопасной, поэтому они решились остаться в этих школах со своими детьми, и в этом ничего предосудительного нет. Тем не менее с шести утра началась мобилизация местного населения перед этими школами – избирательными участками, – чтобы как-то защитить их. Как раз в эти моменты начались первые столкновения. Утром было очень большое количество столкновений между представителями полиции и местными жителями, когда те пытались вынести урны. Я вам уже сказала, что нахожусь перед избирательным участком, где люди могут проголосовать, тем не менее они не расходятся, все-таки ждут, что полиция может подойти в любой момент.
Амина Умарова: Каталонцы сегодня работают на избирательных участках. Какие меры против них могут быть приняты, что их ожидает?
Нонна Суварян: Об этом уже было заранее сказано. Если я не ошибаюсь, речь идет о шести тысячах евро в качестве штрафа тем, кто находится на этих избирательных участках и непосредственно руководит процессом голосования. Все они об этом знают, именно поэтому каталонская полиция приходила на эти участки и регистрировала этих людей, спрашивала, кто тут руководит этим процессом и т.д., и, составив акт, они покидали этот участок, не забирая с собой ни урны, ни материалы для голосования.
Амина Умарова: Как работают испанское телевидение, радио и журналисты, а также местные журналисты?
Нонна Суварян: Все работают, пытаются как-то передавать информацию. На самом деле то, что я вижу в течение этих дней, – это пропаганда и с одной, и с другой стороны, т.е. каждая сторона пытается представить происходящее в выгодном для нее свете. Разница в том, что каталонское телевидение вещает на Каталонию, т.е. у него нет доступа ко всей Испании, потому что вещание происходит на каталонском языке, к тому же это региональное телевидение. В свою очередь центральные каналы вещают на всю Испанию. Т.е. это абсолютно две разные реальности. Вот, вы включите один из этих каналов и получите абсолютно другую реальность. То же самое происходит в прессе. Тут, скажем так, виртуальная борьба, реальная борьба, медиа-борьба, т.е. по разным флангам идет борьба.
На телефонной связи из Барселоны была Нонна Суварян, журналист, бывший корреспондент «Эха Кавказа».
* * *
Несмотря на жесткое препятствование испанских властей, очевидно одно – Каталония настроена решительно в вопросе провозглашения независимости. Каталонские власти намерены подсчитать голоса в ночь на понедельник и огласить результаты. Если сторонников отделения будет большинство, это будет иметь далеко идущие последствия: десятки регионов потенциально готовы объявить независимость и пример Каталонии даст им сильнейший стимул для отделения, считают эксперты. Независимость Каталонии, считает французский публицист Арно де ла Гранж, спровоцирует «парад суверенитетов» во всей Европе. Националистические и сепаратистские движения имеются в большинстве стран старого континента. Сепаратистский процесс, как показывает опыт СССР, Югославии и других федеративных государств, развивается как цепная реакция: в случае выхода одного региона обязательно последуют другие. Однако главная проблема сторонников независимости – это международное признание. На данный момент ни одно государство не готово это сделать. Признание Каталонии означает получить врага в лице Испании. Руководство Евросоюза, президент Франции и ведущие политики Европы заявили, что единство Испании как государства не подлежит обсуждению, а независимая Каталония никогда не войдет в Европейский союз.