Закон для реформы суда писан, но не принят

Судебная реформа, объявленная в Южной Осетии в 2014 году, пока не завершена

В Южной Осетии продолжается реформа судебной власти, хотя закон о судебной реформе до сих пор не принят. Сегодня президент потребовал от правительства утвердить законопроект и направить его в парламент до конца этого месяца.

Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов на специальном совещании с участием председателей Верховного и Арбитражного судов, генпрокурора, министра юстиции и главы парламентского комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению заявил:

«Мы понимаем свою ответственность и ответственность судей перед делами экономического и уголовного характера, которые они рассматривают. Думаю, те сроки, которые мы поставили, – до конца октября утвердить проект закона и направить его в парламент, – вполне выполнимы. Реализация реформы не должна больно ударить по бюджету судей. Все должно пройти гладко, понятно и без особых потрясений».

Your browser doesn’t support HTML5

Закон для реформы суда писан, но не принят

Спикер парламента Петр Гассиев напоминает, что о реформе судебной системы Анатолий Бибилов говорил задолго до избрания президентом, и тогда это встретило сильное сопротивление со стороны исполнительной власти и самих судов, «но без реформы невозможно, поскольку Высший арбитражный суд упразднен, а его полномочия перешли к Верховному суду». Продолжает Петр Гассиев:

«Закон сейчас разрабатывают. Над ним работают представители администрации президента, правительства, судов и юристы парламента, в частности, один из наших ведущих юристов, заслуженный юрист Южной Осетии Олеся Кочиева».

Судебная реформа, объявленная в Южной Осетии в 2014 году, пока не завершена. Закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию «О Верховном суде Республики Южная Осетия» был принят 7 мая 2014 года и предусматривал переходный период до 1 января 2015 года, в ходе которого планировалась реализация главной цели – реорганизация Высшего арбитражного суда. В соответствии с Конституцией он был упразднен, и его полномочия в качестве суда надзорной и кассационной инстанции должны были быть переданы в юрисдикцию Верховного суда. Но правительство Доментия Кулумбегова, наоборот, приостановило действие конституционного закона «О Высшем арбитражном суде РЮО», поэтому Высший арбитражный суд продолжал числиться бюджетополучателем, более того, в 2016 году кабинет министров заложил на его расходы в госбюджете на 2017 год солидную сумму – около 15 миллионов рублей.

Это решение стало причиной конфликта между тогдашним президентом Леонидом Тибиловым и спикером парламента Анатолием Бибиловым, и парламент заблокировал принятие госбюджета на 2017 год. Компромиссным решением между исполнительной и законодательной ветвями власти стало принятие главного финансового документа с поправками и условием завершить судебную реформу до 1 января 2018 года.

Говорит председатель парламентского комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению, один из авторов законопроекта Олеся Кочиева:

«Со стороны парламента и со стороны президента есть четкое понимание того, что для наделения судей полномочиями в полном объеме и принятия законных решений как по части экономических споров, так и по всем остальным надо, конечно, уже Верховный суд наделить этими полномочиями, в том числе и по экономическим спорам. Что касается Высшего арбитражного суда, то он перейдет в суд первой инстанции уже без полномочий Высшего арбитражного суда, потому что его полномочия перейдут к Верховному суду, где будет образована коллегия».

По словам Олеси Кочиевой, данная судебная реформа предусматривает только реструктуризацию Высшего арбитражного и Верховного судов Южной Осетии, «вопрос создания Конституционного суда пока не обсуждался».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия