Каталонские параллели

Тенгиз Аблотия

Референдум в Каталонии ожидаемо вызвал бурю эмоций на постсоветском пространстве, и естественно, что все смотрят на него со своей колокольни: одни в восторге от того, что «страждущий народ сможет вдохнуть воздух свободы», а другие – «Мадрид показывает, что территориальная целостность превыше всего».

Хотя на самом деле, скорее всего, значимость каталонского референдума – в ином. Он открыл глаза западному сообществу, что, несмотря на скорый полет человека на Марс и открытие управляемого термоядерного синтеза, гомо сапиенс мало изменился по сути, в корне.

Многие годы европейцы, имеющие дело с нашими кавказскими конфликтами, не могли понять: почему они так актуальны? Сегодня же на улице XXI век, эпоха технологий и открытых дверей, период, когда флаг над зданием правительства не имеет принципиального значения.

«Посмотрите, как европейцы справились с этой проблемой: там уже нет границ, одинаковые законы, общая валюта, в итоге нет никакой разницы, под чьей юрисдикцией жить», – объясняли нам недоумевающие европейские политики. А еще они были уверены в том, что всегда и с кем угодно можно договориться. Главное – найти нужную формулу, и прагматизм сделает свое.

Референдум в Каталонии показал: все осталось так, как было всегда, со временем кроманьонцев. Глобализация, открытие границы, интернет, единое валютное пространство, высочайший уровень жизни и стабильность – казалось бы, самое время забыть о всякого рода статусах.

Но вот – взбунтовался один из самых богатых и благополучных регионов мира, наглядно продемонстрировав: если убрать виллы, хорошие машины, дорогие костюмы и изысканные манеры, – где-то внутри нас, очень глубоко, все еще сидит пещерный человек, готовый с дубинкой в руках отстаивать свою территорию.

Однако, как говорится, вернемся к нашим баранам – не имея в виду никого конкретно.

Особенно сердечное празднование «дня независимости Каталонии» развернулось в абхазской части социальных сетей. Там уже начали подбирать кадры на различные дипломатические должности, ищут подходящую персону на пост представителя Республики Абхазия в ООН... А как же, теперь, после Каталонии, признание независимости Абхазии – вопрос практически решенный...

Ну, оно и ясно: если можно каталонцам, то почему нельзя абхазам? Еще раньше было «если можно косовским албанцам, почему нельзя абхазам», до этого «если можно боснийцам и хорватам...» Ну, вы уже поняли, что будет дальше...

Первый ответ – это, конечно, тот самый двойной стандарт, о существовании которого все знают, который осуждают все, но при этом все пытаются использовать его в свою пользу. Двойной стандарт – это как день сменяется ночью, и с этим ничего не поделаешь.

Но даже если одиозный двойной стандарт оставить в стороне и решать все исключительно по справедливости, даже в этом случае Каталонии – можно, а Абхазии – нет. И, кстати говоря, причин для этого совсем немного.

На грузинской стороне приводят различные аргументы в пользу этого, которые на первый взгляд звучат убедительно, но только на первый.

Например, говорят, что Конституция Грузии не предусматривает возможность отделения автономного образования, долго и нудно расписывают, как создавался СССР и как он развалился.

Пустая трата времени – новые государства не создаются на основе конституций других стран. Сепаратизм – это воля народов, а не бумажная волокита, иначе сегодня весь мир состоял бы из десятка мега-империй вроде Британии и Франции. Ведь их законодательство вряд ли разрешило бы отделение Индии или Марокко.

Еще один аргумент – экономический: мол, Каталония – супер-развитый регион, а Абхазия – так, не пойми что. Этот аргумент совсем уж несостоятелен. Если так смотреть, то и Грузия отстает от Каталонии на десятилетия, из чего не следует, что мы не имеем права быть независимыми.

И потом, мировой опыт показывает, что независимость, как правило, получают страны бедные – уже в наше время признанную мировым сообществом государственность получили Восточный Тимор, Эритрея и Южный Судан. По сравнению с ними Абхазия – это Силиконовая долина...

Не выдерживает критики и аргумент «Абхазию содержит Россия, она ее финансирует и охраняет границы». Что ж, мало ли кто кого содержит. Конечно, плохо, когда 70% бюджета «независимого государства» пополняется другой страной, но это дело выбора – да и не стоит забывать, что в начале 90-х Грузия тоже существовала за счет международной помощи, но кому какое дело?

В общем, я перебрал все возможные аргументы в пользу того, что ни одна серьезная и уважающая себя страна никогда не признает Абхазию, и нашел только один – но зато какой...

Никто никогда не признает Абхазию по той простой причине, что это «страна», появившаяся в результате этнической чистки. Мир может простить все что угодно, но никогда и ни за какие коврижки не будет иметь дело с «государством», у которого этническая чистка – это открытая политика на уровне правительства.

Конечно, в последние десятилетия было немало региональных конфликтов, в том числе и те, которые закончились признанием независимости. В этих войнах бывало всякое, в том числе и частичная этническая чистка.

Ключевое слово в этом предложении – «частичная». В мире прекрасно понимают, что есть ситуации, когда два народа на одной территории не смогут ужиться никак. Именно в таких случаях конфликты решаются так, чтобы каждая из сторон получила что-то свое. На таких принципах была остановлена война в Югославии, на таких принципах было признано Косово.

Во всех этих случаях пострадавшей стороной оказывались сербы, но даже им была предоставлена разумная компенсация – самоуправляемые анклавы в Косово, Боснии и Хорватии.

Среди этих прецедентов Абхазия выделяется тем, что там была совершена полная и абсолютная этническая чистка. И не надо рассказывать байки про 40 000 гальских грузин, рабы – не в счет.

Не будет никакого признания независимости Абхазии, и никакая Каталония тут не поможет.

Если представить себе каталонцев, которые заявили, что «испанцев в Барселону заселил Франсиско Франко», «скоро мы прогоним отсюда всех кастильцев», затем при помощи итальянской армии изгнали всех некаталонцев, заняли их дома и большими буквами написали на них «ЗАНЯТО», – каков был бы процент, что независимую Каталонию не то чтобы признали, но хотя бы просто с ней заговорили? Думаю, ответ ясен и так.

Так что не стоит вам радоваться и повремените с поисками представителя РА в ООН – вам ничего не светит, даже если будет 100 Каталоний, 50 Шотландий и 200 Южных Суданов...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции