ПРАГА---Продолжаем тему с главным редактором проекта Jnews в Джавахетии Риммой Гарибян.
Вадим Дубнов: Конфликт в селе Кумурдо давний, а почему он прорвался именно сейчас?
Римма Гарибян: Нам тоже очень интересно, почему это произошло именно 30 сентября. Тут нет вопроса принадлежности церкви, жители Кумурдо об этом сегодня абсолютно ничего не говорят, – конфликт был не из-за этого. Уже почти два года как идут работы по реставрации собора Х века, и в результате земельных работ на поверхность земли на территории церкви выходят кости захороненных там предков жителей. У местных жителей был такой обычай – хоронить там очень уважаемых людей, их детей или некрещеных. Конечно же, жители сначала жаловались, протестовали, но им объяснили: что поделать, реставрация, должны копать, выходят эти кости. Кости были собраны и перезахоронены.
Вадим Дубнов: А где они были перезахоронены?
Your browser doesn’t support HTML5
Римма Гарибян: На территории церкви. Жители заказали хачкар и говорили, что они должны поставить хачкар, чтобы это считалось могилой. На протяжении нескольких месяцев проходили встречи жителей с участием депутатов парламента, местных властей, духовных предводителей – и Грузинской православной церкви, и Армянской апостольской церкви. Конечно же, говорили: давайте с этим пока подождем, т.е. посмотрим, что и как будут делать в процессе реставрации, и потом установим. Этот вопрос как бы был заморожен с июля 2017 года, и вдруг вечером 29 сентября мы узнали, что утром собираются установить хачкар. И 30-го, в 11 часов утра, когда мы туда пошли, там уже собрались жители, а также присутствовали представители полиции, которые не пустили их во двор церкви. В результате ситуация начала накаляться, и, в принципе, случилось то, что случилось 30-го, и были уже вызваны войска специального назначения.
Вадим Дубнов: Рима, вы сказали, что в июле был заморожен этот вопрос, это значит, что были какие-то предварительные договоренности?
Римма Гарибян: 11 мая, например, была встреча жителей с армянским и грузинским духовенством - там конкретно были митрополит Николоз Пачуашвили и викарий Бабкен Салбиян, т.е. местные духовные предводители. На этой встрече жители сказали о своей жалобе, духовные предводители выслушали их, были, в принципе, с ними как бы согласны в том, что, да, нельзя оставлять кости в таком состоянии, нельзя разбрасывать. Тогда конкретно была договоренность сделать так, чтобы ни одна из костей не была утеряна, собрать их и подождать, пока реставрация закончится, и потом решить этот вопрос, чтобы не было так, что захоронят и опять вдруг выкопают.
Вадим Дубнов: Получается, что жители пошли вопреки этим договоренностям?
Римма Гарибян: Эти договоренности были устными – не то чтобы там что-то подписали. Они не обговорили дату, когда начнут решать этот вопрос, т.е. там сказали, что хачкар уже заказан и, наверное, скоро он будет готов. Этот вопрос там и был оставлен, и мы попытаемся найти причину, почему конкретно в этот день, почему сейчас это случилось?
Вадим Дубнов: Некоторые полагают, что причины могли быть вполне политическими, связывают это, с одной стороны, с активностью в Армении, с другой стороны, с близостью выборов в Грузии…
Римма Гарибян: В принципе, то, что сейчас у нас здесь предвыборная ситуация, наверное, у каждого появляется какое-то подозрение, что, может быть, это какая-то политическая провокация. Ну, в принципе, громкие заявления оставим политикам, а мы поищем именно обоснования этому, и если найдем, наверное, напишем об этом. Реально, если это какая-то политическая провокация, то я не знаю, чем думал этот провокатор. Сегодня опять-таки встал вопрос армяно-грузинского конфликта, и уже заговорили о сепаратизме в Джавахетии и т.п., церковь грузинская, армянская, т.е. эти вопросы, которые находились в спящем состоянии или были решены когда-то, сейчас стали обостряться. Наверное, это кому-то выгодно.