Политическая партия Южной Осетии «Справедливость. Труд. Развитие» прекратила сегодня свое существование. Ее лидер, Хох Гаглойты, объясняет это условиями действующего на территории республики законодательства.
Объявление об очередном съезде партии «Справедливость. Труд. Развитие» было опубликовано накануне в местных СМИ. Специальный пост по этому поводу разместили и в социальных сетях. Всех неравнодушных граждан Южной Осетии призывали прийти в здание городского Совпрофа, так как в работе плановых отчетно-выборных мероприятий политических партий должно принимать участие порядка 200 их членов. Партия «СТР» рекомендовала единомышленникам явиться на предстоящий съезд еще и потому, чтобы «ни у кого не было никакой возможности оказывать политически мотивированное административное воздействие на партию».
Предполагая, что «СТР» начинает новый этап своей деятельности, кто-то из сочувствующих растиражировал это объявление в соцсетях, добавив интриги предстоящему событию: «Не бойтесь врагов! Бойтесь равнодушных, с их молчаливого согласия происходят все преступления. Давайте строить республику! Приходи, будет интересно».
Your browser doesn’t support HTML5
Хох Гаглойты зарегистрировал политическую партию в 2013 году. В начале своей деятельности «СТР» успела сделать несколько громких заявлений, в том числе касающихся расследования коррупционных дел на территории республики. Сам Гаглойты до недавнего времени работал в должности заместителя полномочного представителя президента по вопросам постконфликтного урегулирования. Ровно два года назад, после окончания срока полномочий, он покинул этот пост. Во время президентских выборов 2017 года Гаглойты пытался выдвинуть свою кандидатуру в качестве одного из претендентов на кресло главы государства. Однако не смог собрать нужного количества подписей от инициативной группы избирателей.
Несмотря на эмоциональный призыв, на съезд политической партии пришло около двадцати человек. Журналистов в зал не позвали, меня попросили «понять ситуацию и то, что есть внутренние партийные дела», которые должны решаться без чужого присутствия.
Однако после Гаглойты согласился пообщаться с «Эхом Кавказа». По его словам, за закрытыми от посторонних глаз дверями им было объявлено о прекращении деятельности «СТР», так как, в соответствии с действующим законодательством, она была бы ликвидирована в любом случае в 2018 году. Продолжает Хох Гаглойты: «Законодательство требует две нормы. Одна из них: партия должна участвовать либо в двух выборных циклах предыдущих, либо в течение пяти лет должна участвовать. Мы не участвовали в двух выборных циклах, не участвовали в президентских и в парламентских. Мы подавали документы, но решением Минюста нас не допустили к выборам, потому что, согласно действующему законодательству, регистрация должна была быть за год до выборов. Там возник казус: за год до выборов нами было получено свидетельство о регистрации, но есть еще такая процедурная вещь – запись внесения в единый государственный реестр юридических лиц. И вот запись произошла через неделю после срока «год до даты выборов». Партия «Справедливость. Труд. Развитие», по словам Гаглойты, «успела немало сделать и внесла лепту в политическую жизнь Южной Осетии».
Хох Гаглойты оставляет за собой в качестве правообладателя партийную газету «Ирон ныхас»: «У партии была зарегистрированная газета, это информационный актив, и решением съезда произошла уступка прав собственности в соответствии с законами (а юридические лица имеют право распоряжаться своей собственностью, высшим органом у нас является съезд). И решением съезда газета, право собственности на нее, было передано мне как юридическому лицу. Кроме того, когда я ушел с работы, зарегистрировался как индивидуальный предприниматель».
Начальник Управления по внутренней политике Мурат Ванеев, который присутствовал на съезде партии «СТР», считает, что пока сложно говорить о тенденции к сокращению общего числа политических партий в Южной Осетии. Хотя политический процесс, который развивается естественным образом, при работающих в государстве законах предполагает как партийные самороспуски, так и укрупнение политических сил: «Я надеюсь, что вот этот процесс политического или партийного строительства в нашей республике будет проходить естественным, логическим, осознанным путем. На самом деле, хотелось бы того, чтобы партии организовывались на идеологической основе, чтобы в ней были люди, чтобы эти люди старались что-то делать, умели друг друга слышать».
Самороспуск этой политической партии, добавил Ванеев, может повлечь за собой последствия: уже бывшие ее сторонники могут перейти в другую партию или активная часть партийцев создаст новую политическую силу. Он назвал это «хорошим процессом «утряски» в этой сфере».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия