Религиозная дискриминация или защита прав ребенка? В Грузии набирает обороты скандал с запретом на ношение хиджаба в одной из сельских школ. Пока юристы, педагоги и правозащитники спорят о том, кто прав, а кто виноват, семиклассница уже две недели не может посещать занятия.
Уже две недели как 12-летняя Аиша – жительница кахетинского села Караджала, где проживают преимущественно этнические азербайджанцы, не ходит в школу. Причина – отказ со стороны руководства местного учебного заведения пускать ребенка на занятия в мусульманском головном уборе – хиджабе. Родители девочки обвиняют администрацию в религиозной дискриминации. Впрочем, как утверждает директор школы Эльза Аширова, сама мусульманка по вероисповеданию, причина вовсе не в том, что девочка носит хиджаб, а в том, что внутренний устав школы запрещает ношение любого головного убора во время занятий. Проблема же, по мнению Ашировой, в первую очередь исходит от родителей:
Your browser doesn’t support HTML5
«Ограничение прав, религиозная дискриминация… Я считаю это немного алогичным, когда я сама мусульманка, сама из этой деревни. Меня заботит судьба и будущее этих детей не меньше, чем их родителей. И именно родители куда больше ограничивают права ребенка, чем я. Аиша – наша лучшая ученица уже седьмой год. Раньше она не носила платок или хиджаб. Она была активным ребенком. Когда в этом году она объявилась в таком виде, то сразу же сказала: «Мой отец приказал мне, чтобы я так сделала». Потом, когда я вызвала родителя за объяснениями, он сказал, что девочка сама так захотела. Я не знаю, какие методы он использовал, запугивание или родительский авторитет, но потом и Аиша стала так говорить».
Что касается внутреннего устава школы, из-за которого семиклассница вынуждена пропускать занятия, он, по словам Ашировой, был составлен совместными усилиями родителей и администрации школы. И директор не намерена его менять. Более того, Аширова заявляет, что готова до конца бороться за защиту прав девочки, в отношении которой, по ее мнению, совершается психологическое насилие со стороны родителей. Отец Аишы Тархан Астанов в свою очередь уверяет: решение носить хиджаб его дочь приняла самостоятельно, в то время когда он и его супруга совершали хадж в Мекку.
История получила широкий общественный резонанс, инцидентом заинтересовалась Ассоциация молодых юристов. Представитель регионального офиса организации Лаша Бекиашвили говорит, что встретился с семьей Аиши, выслушал их позицию, поговорил с самой девочкой и считает, что школа нарушила право на свободу вероисповедания, защищаемое Конституцией Грузии:
«Школа нарушает как Конституцию Грузии, так и закон об общем образовании, предусматривающий право ученика на свободу вероисповедания. Если директор школы апеллирует тем, что родители заставляют ребенка носить хиджаб, то директор должна была по-другому отреагировать на этот факт. Существует закон о реферировании. То есть, если в отношении ребенка осуществляется какое-либо насилие, нужно прибегать к другим мерам. Но если ребенок пришел в школу в хиджабе, у директора не было права ограничивать свободу вероисповедания».
По словам Бекиашвили, по закону у школьника есть право обоснованно и документально отказаться от ношения школьной формы, если она не соответствует его вероисповеданию и самовыражению.
Министерство образования на разгорающийся скандал ответило письменным заявлением, в котором призывает все стороны не рассматривать этот вопрос в религиозном разрезе. В ведомстве подчеркнули: действующий закон предусматривает наличие устава школы, который регулирует внутренний распорядок учебного заведения. И то, что принятый на основе консенсуса между родителями и администрацией школы документ предусматривает запрет на ношение любых головных уборов на территории учебного заведения, нельзя рассматривать как ограничение свободы вероисповедания.
Сейчас жалоба родителей Аишы находится на рассмотрении в ресурс-центре, который должен вынести решение в отношении правомочности действий директора школы. Впрочем, по мнению правозащитницы Тамар Ламазашвили, директор в данном случае абсолютно права и историей Аиши должны заинтересоваться все, кто обязан защищать права детей в Грузии:
«Считаю, что эта женщина (Эльза Аширова) защищает права ребенка, когда противостоит семье в этом решении (носить хиджаб). И это прямая обязанность ресурс-центра – поддержать директора, так как права ребенка нарушаются».
История между тем получила продолжение – отец еще одной 12-летней девочки из Караджала Нодар Астанов заявил, что не отпустит в школу свою дочь без хиджаба:
«Религия – это наше правило. И я никогда не отменю это правило. Если будет ходить (в школу), – то в хиджабе. А нет, так будет сидеть дома и не сможет получить образование. Если бы речь шла о насилии с моей стороны, то это другой вопрос. Но ребенок сам этого хочет. Она молится пять раз в день. Ребенок сам выбирает свою религию. Говорит, что предпочитает хиджаб и молитвы чтению, школе и всему остальному».
Ассоциация молодых юристов обращается к Народному защитнику с просьбой более активно подключиться к рассмотрению инцидента. Как заявляют представители организации, из-за «дискриминационного» устава уже две девочки в селе Караджала лишены возможности получать образование. Впрочем, оппоненты апеллируют: исходя из того, что, согласно Конституции Грузии, религия отделена от государства, государственные школы не должны подчиняться религиозным правилам.